Магадан и история. Оба непредсказуемы и интересны

Константин Зеленский, учитель истории и обществознания гимназии №13

Константин с детства мечтал преподавать историю в университете, но остановился на старшеклассниках:

– У меня с ними одна волна на юморе, дружеском общении. Вместе разбираем причины событий, даем оценку действий власти, оппозиции. Это люди на пороге взрослой жизни, с ними интересно.

Образование меняет мир человека. Константин понял это после 12 лет жизни, когда увиденный фильм вдруг открыл ему глаза на сталинские репрессии. Ненависть к сталинизму поколебалась только несколько лет назад, когда он проанализировал массу данных о том, как все было непросто в эпоху Сталина. Семь лет Константин работает в школе и перед началом нового года не знает, как он будет давать ту или иную тему.

– Это зависит от того, какие источники попадут в руки летом. Новые данные могут разорвать любую концепцию, – говорит Константин. – Истина, как правило, избегает крайностей и однозначных оценок. Я как-то посмотрел ролик одного блогера, который пообещал за 20 минут рассказать всю историю России. Получилась чернуха и жесть: убийства, войны и горы трупов. А дети это тоже смотрят в интернете и впитывают. На уроках я даю события под разным углом, предлагаю учесть разные точки зрения, прочитать историческую литературу. И всегда прошу не считать мой взгляд последней инстанцией.

Если ученик забудет дату битвы при Ватерлоо – гугл в помощь! А если у него не выработается критическое мышление, то никакой интернет не поможет.

Пандемия отправила образование на удаленку. Это стало проблемой для учителей, головной болью, слезами для родителей и детей. 

– Я вел занятия на удаленке. У старшеклассников все те, кто работал и интересовался предметом, сохранили результаты, – анализирует Константин. – Но школа – не только уроки. Это умение общаться, влюбляться, ссориться, выходить из конфликтов, постоять за себя. Все, какими мы стали, заложено в школе. Это невозможно перевести в дистанционный формат. 

Общий вывод: система образования не готова к онлайну. Нужен устойчивый и мощный всероссийский образовательный портал. Если его нет в стране, то надо создать на региональном уровне. И исключить подлость со стороны IT-бизнеса, который во время пандемии сделал бесплатные сервисы платными.

Первая причина отъезда людей из Магадана – всеобщий психоз: «Хочешь быть успешным – значит надо уехать». Константин Зеленский преодолел этот момент в 2001 году. Остался.

Кроме психологии есть объективные факты: отсутствие выбора и качества высшего образования и здравоохранения, недостаток бытового комфорта, доступности и разнообразия сервиса. Магадану не хватает специалистов и людей, мыслящих не по шаблону. Если такие люди приезжают сюда, то быстро растут и становятся успешными.

– Когда я не работаю – я путешествую с друзьями и учениками, – говорит Константин Зеленский. – Магадан и Колыма – края благодатные. Из прошлогодних событий: пеший поход на бухту Батарейная (с наработкой туристических навыков) и недельный вояж на великах Тинька – Сусуман – Магадан. В день одолевали по 60-70 км. В этом году есть планы продолжить.