Спасательная этнография⁣⁣⠀

Людмила Николаевна Хаховская, этнограф, ведущий научный сотрудник СВКНИИ ДВО РАН⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
— По первой специальности я экономист.Через несколько лет решила сменить профессию. Совершенно случайно познакомилась с магаданскими археологами и отправилась с ними в экспедицию, – вспоминает Людмила. – Это сталодля меня знаковым событием.Я увлеклась историей нашего края и решила, что этому стоит посвятить жизнь. ⁣⁣⠀
Поступила на исторический факультет в Дальневосточный университет.⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
Как специалиста, Людмилу привлекает традиционная культура коренных народов, которая сохраняется хотя бы частично, их «живая» история. То, что характеризует народ и дает понимание об его происхождении и особенностях культуры. ⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
Многое уже утрачено, но есть ещё вещи, которые можно увидеть и зафиксировать.⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
— Этнография сильно поменялась даже за те 30 лет, пока я ей занимаюсь. Изменилась методология, объект изучения и даже название. Теперь наша наука называется социально-культурная антропология.Я занимаюсь и отдаленным прошлым народов, и современной историей. Больше всего меня интересуют механизмы изменения культуры и то, что даёт импульс таким процессам. Новые народности появляются и сейчас. В 90-е годы была официально признана новая этническая группа – ессейские якуты, потомки переселенцев из соседних районов Якутии.⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
В России, по сравнению с другими странами, этнографов не так много. Основная проблема – это количество мест, где молодые специалисты смогут себя применить. Например, вМагадане это или СВКНИИ, или музей. Значит, нужно развивать сеть учреждений, которые занимались бы сохранением культуры коренных малочисленных народов и привлекали профессионалов. ⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
Большинство представителей малочисленных этносов уже давно проживают в городах и их традиции принимают гибридные формы. Они не отказываются от своего прошлого, сохраняя самосознание, но традиционная культура коренных народов постепенно уходит из жизни. Фиксировать её нужно в селах и оленеводческих бригадах, там, где многие элементы культа или бытовые процессы сохраняются неизменными. Это так называемая спасательная этнография.⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
— У каждого народа есть интересные обычаи. Расскажу о нескольких. Первый – корякский. Обряд наречения. Очень важно правильно угадать имя, с которым новорождённый пришёл в наш мир. Считается, что это дух предка воплощается в ребёнке из Верхнего Мира. Берётся деревянная тренога и специальный камешек. Обряд проводят две знающие женщины. Они поочередно называют имена. Если имя будет угадано правильно, то камень начнет раскачиваться.⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
Второй обычай тоже корякский и связан с проведением похоронного обряда. Умерших они кремируют. В определенный момент дети мажут лица всех собравшихся сажей, которую берут из костра. Детишки бегают, все хохочут.Скорбеть не принято, нужно веселиться.⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
У эвенов есть культмедведя. Его никогда не называют по имени, всегда говорят иносказательно – «дедушка» или «старик». А когда уходят далеко в лес, то вообще стараются не упоминать.⁣⁣⠀
Людмила Хаховская родилась в Магадане. Надолго уезжала только один раз – в Москву, на время учёбы.⁣⁣⠀
⁣⁣⠀
— Магадан – это город, который невозможно забыть, он всегда остается в сердце. Нравится расположение – на сопках и возле моря. Он небольшой, компактный и можно везде дойти пешком. Что касается минусов… В первую очередь, пора навести порядок на пляже в Нагаевской бухте. А мне, как этнографу, хочется, чтобы в городе появилось ателье, где шьют и продают одежду в этническом стиле для повседневной жизни. Это важно для сохранения идентичности.⁣⁣