Колыма объединяет на своей территории коренные народы Севера, и мы бережно храним культуру, обычаи и языки. Наряду с общероссийскими праздниками, которые мы отмечаем всей страной, есть на Колыме и свои, особенные. Они появились ещё задолго до самой Магаданской области и сохраняются по сей день, только становятся масштабнее, не теряя при этом свою уникальность. Одним из таких праздников, выросшим от почти родового обряда до события, объединившего различные народы, является древнейший эвенский праздник Бакылдыдяк. В переводе с языка эвенов это означает «встреча». Это праздник первой рыбы.
Его история уходит далеко в прошлое и связана с традиционным промыслом коренных народов Севера — рыбалкой. Не только промыслом, но и страстью является сейчас рыбалка для абсолютного большинства жителей Магаданской области. Но отмечать праздник все вместе мы начали 32 года назад.
Впервые в новой истории Магаданской области праздник организовали летом 1992 года на берегу Ольской лагуны.
Идея о его проведении ранее была высказана на курсах учителей эвенского языка, проходивших в Магаданском областном институте повышения квалификации педагогических кадров. Эту инициативу поддержала ассоциация малочисленных народов Севера, главы администраций и города.
У истоков возрождения праздника стояла в том числе Анна Хабарова, более 20 лет возглавлявшая Магаданскую областную ассоциацию коренных малочисленных народов и этнических групп Крайнего Севера.
«Если говорить об исконных эвенских праздниках Хэбденек и Бакылдыдяк, то возрождали мы их мы вместе с нашими старейшинами, такими, как, к примеру, Мария Петровна Железная, Евдокия Михайловна Пиманенкова. Это после праздники стали финансировать, они действительно стали интернациональными, их полюбили все колымчане и даже гости из других регионов. А изначально не было никаких средств на их проведение, и все мы делали исключительно на добровольной основе. Далеко не всё в этой жизни оценивается деньгами», — рассказывала Анна Хабарова.
В первом Бакылдыдяке приняли участие представители из Магадана, Омсукчана, Северо-Эвенского и Хасынского районов и даже с Аляски. С тех пор праздник традиционно проходит раз в два года в одном из живописных уголков Охотского побережья — на Нюклинской косе.
А по результатам федерального экспертного отбора эвенский праздник «Бакылдыдяк» вошёл в ТОП-200 лучших событийных проектов России, которым присвоен статус «Национального события».
В чём смысл Бакылдыдяка?
Главное на празднике, помимо красочных выступлений, угощений, красивой одежды, — соблюсти ритуалы и обряды. Нужно покормить духов, которые будут помогать и покровительствовать рыбакам.
Праздник начинают с ритуала «Встреча». Сперва народы Севера встречаются у священных ворот, здороваются на своих языках и желают друг другу удачной рыбалки. Следом нужно пройти через эти ворота на обрядовое поле, где их встречают старейшины и окуривают с двух ритуальных костров. Гости праздника также проходят между двух костров, дымящих ароматом можжевельника или багульника. Этот дым, по поверьям, не только полезен, но и отпугивает злых духов.
Но кроме злых духов, которых стоит отогнать, есть добрые, которым нужно оказать необходимые почести. Самый почитаемый у северных народов — Дух Огня. Это главный покровитель семьи, счастья и благополучия.
Старейшина разжигает священный огонь, после исполняют ритуальный танец «Поклонение Огню». Раньше его танцевал шаман, теперь — артисты. После старейшины и гости кидают в огонь кусочки рыбы, следом идут кормить сеть, крепя кусочки на неё. Всё это, чтобы улов был богатый.
Также у предков раньше было принято не просто кормить сеть, но и заманивать рыбу. Для этого молодые мужчины брали травяную косу и шли к морю. За косу также держались женщины. Считалось, что если среди них есть беременная — то это добрый знак, и в реки зайдёт больше рыбы, а беременность и роды будут благополучными.
Косу клали в воду и тянули вдоль берега, а после перекладывали её на сеть, что символизировало богатый улов. Затем совершали обряд «Поклонение духу моря», бросая в него бусины и монеты. В современном варианте также проводят ритуал заманивания рыбы, запускают кораблики из древесной коры, наполненные бисером.
Следующие ритуалы посвящены улову. В старину с началом лососёвой путины оленеводы шли на Охотское побережье, чтобы заготовить вяленую рыбу — юколу. Они договаривались о встрече заранее. Когда наступала пора, эвены покидали стойбища, оставляя несколько человек следить за оленями, и перебирались к морю, чтобы порыбачить, добыть морзверя. Делали это сообща, помогая добыть улов тем, кто не мог сам — старикам, сиротам, вдовам.
Этот обычай называется «нимат», на празднике сохранён ритуал — на берегу разделывают рыбу на юколу или тушу нерпы.
Продолжает Бакылдыдяк концерт национальных коллективов, соревнования по северному многоборью: перетягивание палки, национальная борьба, метание маута на оленьи рога и бег с палкой.
Завершают праздник обрядовым танцем хэде (переводится как «друг»). «Хэде!» — так раньше парни зазывали девушек танцевать. Теперь это символизирует хоровод дружбы.
Здесь же, на Бакылдыдяке, можно полюбоваться декоративно-прикладным творчеством. Мастера представляют сувениры, амулеты, обереги, одежду и прочее.
Бакылдыдяк уже стал неотъемлемой частью культурной жизни Магаданской области и одним из самых любимых праздников всех колымчан.
«Для эвенов, коряков, чукчей — это всегда был день общения. Как говорят: себя показать и других посмотреть. Отрадно, когда национальный праздник становится региональным и многонациональным. И это сплачивает народ Колымы и России в целом», — отметил Губернатор Магаданской области Сергей Носов.
Люди Колымы приглашают всех жителей региона и дорогих гостей обязательно посетить эвенский праздник, поучаствовать в обрядах, попробовать угощения и по-настоящему почувствовать дух севера.