«Унылая пора, очей очарованье», — писал об осени великий русский поэт Александр Пушкин. А ведь в этот период года, действительно, очень многим грустно и тоскливо, особенно детям, для которых беззаботные каникулы уже завершились, а впереди ожидают долгие месяцы учёбы и родительской строгости. О том, как учителя со своей стороны пытаются замотивировать ребёнка и вызвать интерес к школьным предметам, рассказала педагог-психолог, учитель начальных классов магаданской гимназии № 13 им. Героя РФ Ивана Кабанова Юлия Турова.
Считается, что период адаптации к школе и к новому порядку жизни у первоклассников длится от трёх до шести месяцев. Если и после этого времени ребёнок не смог привыкнуть, не слушается, не понимает слова «надо», отказывается выполнять задания, в дело вступает школьный психолог, который чаще всего раньше родителей обнаруживает проблему.
Как известно, в первый учебный год малышей не спешат оценивать по всей строгости школьных правил. Для мотивации и интереса ребятам выдают разные яркие наклейки в знак похвалы от учителя за хорошее поведение и правильно выполненные задания.
Юлия рассказала, что на одних только малышах виды поощрений не зациклены, в школе стараются мотивировать к учёбе как младшеклассников, так и подростков. К примеру, сейчас в России проводят конкурсы и форумы для педагогов. За участие в них можно получить вполне ощутимые призы для себя и своих юных подопечных. Так, например, победитель конкурса «Учитель года России» получил поездку на атомном ледоколе на Северный полюс для себя и всего своего класса. Такие познавательные развлечения даже не каждый взрослый может себе позволить. А для кого-то из школьников такое путешествие может стать одним из самых счастливых детских воспоминаний или полностью повлиять на выбор профессии.
Такие интересные и заманчивые возможности для учителей и их учеников открывает участие в различных платформах, например, «Большая перемена». Ещё один важный всероссийский проект для школьников начальных классов — «Орлята России». Он помогает сплотить детей, развить в них социальную активность и лидерские качества. Там можно выиграть, например, групповые поездки с классным руководителем в «Артек». Гимназия № 13 в Магадане присоединилась к этому проекту и посвящает малышей в «Орлят», сообщила Юлия Турова.
Всё это в очередной раз доказывает, что учитель — это не просто профессия, а настоящее Дело жизни. Современный классный руководитель сейчас всё больше времени посвящает воспитанию своих подопечных. Он не только следит за их успеваемостью и поведением в школе, но и помогает стать достойными гражданами своей страны, учит тому, как важно быть справедливым и помогать другим. Так, например, с выпускниками и нынешними подопечными-первоклашками Юлия Турова изучает важность и нужность социальной активности. Вместе с ребятами она исследует, что такое волонтерство, объясняет, как лучше себя в нём проявить и для чего оно нужно.
«Мы становимся суперменами, мы выполняем какие-то полезные обществу задания, потому что часто сталкиваемся с такой ситуацией, что ребёнок, уже будучи в подростковом возрасте, думает: „Да зачем мне это надо, быть полезным обществу? Я сам себе полезен, мне с самим собой комфортно, и всё, и замечательно“. А на самом деле моё глубокое убеждение, что основы закладываются, естественно, в дошкольном возрасте в семье, но, когда ребёнок попадает в начальную школу, моя задача как учителя, я для себя определила такую миссию, — сделать всё, чтобы на выходе он понимал, что он уходит из начальной школы уже с такими качествами как социальная активность, как необходимость быть нужным обществу, приносить какую-то пользу», — считает Юлия.
По словам Туровой, её выпускники показывают, что её труд не напрасен и приносит свои плоды. Ребята активно учатся, получают похвалу учителей, проявляют себя в разных сферах.
Но чтобы к этому всему прийти, надо сначала приучить малыша-первоклассника к основам поведения в школе и постоянно растущей интеллектуальной нагрузке.
«Нагрузка увеличивается постепенно, чтобы ребёнок привык к этому состоянию, начиная просто от банальной физиологической привычки, потому что для ребёнка семи лет высидеть 40 минут и уйти всего лишь на 15 минут перемены — это крайне сложно», — рассказывает педагог.
Но самые громкие споры сейчас ведутся не о количестве уроков и наклейках вместо оценок — множество копий сломано в баталиях на тему гаджетов. Кто-то считает, что ребёнка необходимо ограничивать во времени использования компьютера, телефона и других цифровых устройств. Другие уверены, что раз современные дети буквально рождаются со смартфоном в руке, то и отбирать его у них незачем.
«Я за экологичное использование всего этого. С умом. Сейчас огромное количество всевозможных ресурсов, сервисов, которые позволяют учиться с помощью этого всего», — уверена Юлия.
Однако цифровой мир, считает она, не должен поглощать ребёнка полностью. По её мнению, 30-60 минут в день будет вполне достаточно. Важно, чтобы это было не позже, чем за два часа до сна. Детский мозг должен без гаджетов успокоиться и настроиться на ночной отдых.
Редакция ЛюдиКолымы.рф поздравляет всех школьников, их родителей и педагогов с началом нового учебного года и желает, чтобы процесс обучения для всех них был увлекательным, захватывающим и, конечно, безболезненным во всех смыслах этого слова.
Материал создан в партнёрстве с телеканалом «Колыма-Плюс»