Колымские дети вместе со своими родителями снова окунулись в учебные будни. Их ждут проекты по окружающему миру, презентации по биологии и научные эксперименты для детской конференции. А ещё: сценарии для капустников, планы выступления на школьной сцене и многое другое из детской жизни. Не секрет, что со всеми проектами родители обязательно помогают своему чаду, а иногда даже перехватывают инициативу, вот только времена изменились, и современное образование теперь больше направлено на развитие личных качеств ребёнка и его собственной активности. Год назад в колымских школах появились советники по воспитанию или «навигаторы детства». Разбираемся, кто они такие и как могут помочь школьнику.
Воспитание — сила
Ещё в 2015 году Министерство просвещения РФ и Российское движение школьников создали проект «Навигаторы детства». Изначально хотели привлечь молодёжь к конкурсам и проектной деятельности. Со временем проект разросся, трансформировались цели и задачи, и в помощь детям появились советники по воспитанию. Это так называемые проводники, помогающие детям развивать социнициативы в стенах собственной школы. При этом активно к воспитательному и образовательному процессу по-прежнему привлекаются и родители. На Колыме первый опыт такого взаимодействия опробовали на августовском педсовете в магаданском лицее № 14 имени Анатолия Капитоновича Болдырева.
«Педсовет прошёл в непривычном формате. Для нас это был первый опыт, когда в написании рабочей программы принимали участие и родители, и ученики. Например, планируем внедрить медиацентр, это будет интересный проект и для педагогов. От родителей были предложения — проводить для детей различные профессиональные мастер-классы и встречи, экскурсии на предприятия, на закрытые учреждения», — рассказала региональный координатор проекта «Навигаторы детства» Елена Таченко.
Интересные идеи для реализации «Дня Земли» предложили и сами ученики, удивив участников педагогического совета своей инициативой и соучастием.
«Дети загорелись и предложили массу идей. Например, создать оранжерею, чтобы каждый класс взял растение и посадил во дворе школы. Директор лицея сразу подхватила эту мысль, ведь у неё давно была своя мысль, чтобы у каждого класса было своё дерево. То есть планы глобальные», — отметила специалист по методическому сопровождению центра «Навигаторы детства» Елена Трапицына. — «В этом и заключается как раз суть работы советника по воспитанию —подтолкнуть детей к чему-то, дать импульс. А дети уже сами подхватывают, продумывают, организовывают».
Так кто же такие советники по воспитанию
Советник — универсальный педагог, который помогает раскрыть таланты и способности детей абсолютно во всех сферах: волонтёрство, спорт, учебная деятельность. Другим важным направлением работы является привлечение родителей к воспитательному и учебному процессу. Не только проверить дневник или сделать работу за ребёнка, потому что так быстрее и проще, а окунуться в атмосферу задачи и на равных выполнить задание.
«Сегодня родители становятся продюсерами воспитания. Уходит в прошлое то время, когда родители отдавали в школу ребёнка и ждали результата. Мы стараемся соответствовать тенденциям современного родительства. Плюс задача советника — способствовать личному развитию ребёнку, а значит, он должен сам постоянно учиться и прокачивать свои компетенции», — отмечает специалист по методическому сопровождению центра «Навигаторы детства» Елена Трапицына.
Муза и поддержка
«Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать прежде всего себя». Эти слова Николай Гоголя как нельзя подходят к теме развития самих «навигаторов детства». Для поддержки советников по воспитанию в регионе работает собственный ресурсный центр, где происходит обмен опытом с педагогами из других регионов, проводят индивидуальные консультации, оказывают методическую поддержку. Сотрудники центра уверены, что одна из точек роста — личная эффективность советников, поэтому планируют провести методический десант и региональный форум. Но главная задача — появление таких школьных помощников во всех школах Колымы.
«Мы работаем в помощь советнику для того, чтобы создавать пространства и давать новые возможности для развития школьников. Первый глобальный опыт мы приобрели на региональном методическом эфире и федеральном. Выступала наш советник, директор лицея № 1. Она рассказала о нашем колымском лётчике-космонавте Павел Виноградове и о том, как по этой теме сработал педагогический отряд. За ней наблюдали советники со всей страны. А наш региональный эфир смотрели 700 человек, в том числе коллеги из Дагестана и Белгорода», — рассказала Специалист по методическому сопровождению центра «Навигаторы детства» Елена Трапицына.
Программа Минпросвещения «Навигаторы детства» для советников по воспитанию изначально сработала в 10 пилотных проектах. Президент России Владимир Путин после их успешной работы, отметил, что это хороший опыт и его нужно распространить. В своём выступлении глава государства отметил, что знания и воспитание — это два крыла, без которых птица не полетит:
«Я думаю, что в предыдущие годы мы многое здесь упустили, и нужно спокойно, без всяких рывков, но ставить эту работу на должные общегосударственные рельсы. Имея в виду, что мы должны воспитывать гражданина, человека, который стремится к реализации своих собственных талантов и устремлений, но и к тому, чтобы поставить эти таланты на службу обществу».
Материал создан в партнёрстве с телеканалом «Колыма-Плюс»