О семье, традициях, культуре и о них самих ЛюдиКолымы.рф поговорили с сенатором Российской Федерации Анатолием Ивановичем Широковым и учителем русского языка и литературы, его супругой Валерией Валентиновной Широковой.
Валерия Валентиновна, о деятельности вашего супруга мы хорошо осведомлены, а вот о вашей обладаем меньшим количеством информации, потому расскажите, пожалуйста, о себе, о корнях, чем сейчас занимаетесь.
«Мои корни (как и у многих в советское время людей) с одной стороны русские, сибирские, а с другой — украинские. Моя мама родом из Новосибирского края и бабушка, и прабабушка, и прадедушка. Все они жили в Новосибирске, а после Великой Отечественной войны уехали на Украину, а отец у меня с Западной Украины. Во время советского детства и юности я очень органично жила и там, и там, но сейчас это сочетание складывается почти трагически, конечно. А здесь, на Колыме, я оказалась потому, что мой отчим поехал строить Колымскую ГЭС. Я закончила 10 классов, должна была поступить в институт в Киеве, уже подала документы, но родители меня уговорили приехать сюда, потому я строила Колымскую ГЭС (улыбается), была замерщицей 3-го разряда. Вспоминаю это время как самое романтическое, потому что я впервые в жизни оказалась (после южного города) в ситуации, когда видно сопки, небо и больше ничего. И ты ждёшь, когда геодезист встанет на точку, и ты увидишь хоть что-то ещё. Синегорье был восхитительным посёлком: молодой, красивый, поэтому по приезде в Магадан город показался мне каким-то серым… Но в последующие годы это первое впечатление о мрачном городе развенчалось.
Я поступила в Магаданский педагогический институт, закончила его и по распределению пошла в тогда новую школу, школу № 27. С тех пор и работаю учителем русского языка и литературы. Самый важный и яркий для меня этап — это работа в Северном гуманитарном лицее, бессменным руководителем которого была Вера Ефимовна Гоголева. Это годы творческого труда, радостного общения, приобретения друзей на всю жизнь. А в данный момент я работаю учителем в московской школе № 1409. Вот так течёт моя жизнь».
Валерия Валентиновна, Анатолий Иванович в одном из своих интервью сказал, что «как историк прежде всего интересуется человеком». А чем прежде всего интересуетесь вы?
«Я отвечу литературно. Но и честно. Я интересуюсь литературой в человеке и человеком в литературе. Хотя преподавать я люблю русский язык, но так получилось, что давно как-то так сложилось, что моя учебная нагрузка и результаты моей педагогической деятельности больше связаны с литературой».
Валерия Валентиновна, назовите, пожалуйста, три причины, по которым вы каждое утро ходите на работу.
«Я принадлежу к тому счастливому типу людей, которые ходят на работу с удовольствием. Потому что профессия, которую я выбрала, она моя, и я не представляю себя ни в какой иной. Я хожу на работу, потому что там сфера моих интересов (филология в широком смысле этого слова), и я люблю детей, мне с ними интересно. Они, несмотря на то, что разные, другое поколение, магаданские или московские, они всё равно интересные, всегда творческие. И третья причина — я очень ценю искренние отношения, а в среде „ученик-учитель“, на мой взгляд, их очень много. Потом, когда мы становимся взрослыми, может быть, что-то меняется в отношениях, но здесь и сейчас искренности много. Для меня это важно. Это держит меня и ведёт в школу».
Анатолий Иванович, а ваши три причины?
«Я работаю в Совете Федерации, а с другой стороны продолжаю работать в Высшем учебном заведении, заведую кафедрой регионального управления в Президентской Академии, профессор здесь, в СВГУ. И в Совете Федерации, и в вузах, где я работаю, наверное, первое, почему я люблю туда ходить, потому что там без меня не крутится то, что крутится со мной. Во-вторых, и там, и там у меня есть единомышленники, с которыми интересно дискутировать, искать общий знаменатель, к чему-то приходить. Конечно, в парламентской сфере дискуссия острее, проблемы жёстче, но тем не менее я думаю, что важные решения для Магаданской области, для Дальнего Востока у нас получается пробивать. Почему пробивать, потому что политика всегда искусство компромисса. Хотя, если назвать меня политиком, то я не соглашусь, потому что я скорее профессор в политике, вузовский преподаватель. Третья причина, почему я хожу на работу, потому что всегда можно видеть свой результат. Это принципиально важно. Что в высшей школе, что в Совете Федерации, долго ждать результата не надо. Если получилось: обосновали, сделали, доказали, закон приняли и так далее, вот и результат. То же самое и в вузе: курс закончен, практика пройдена, студенты поехали туда и туда, вышли специалисты, результат есть».
Валерия Валентиновна, а какие произведения искусства на вас повлияли, что сформировало? В разные периоды жизни.
«Если говорить о детстве… Я помню, как мама приводит меня (наверное, это был младший школьный возраст), она приводит меня в Киевский театр оперы и балета им. Тараса Шевченко, и мы смотрим балет „Чиполлино“. Это было такое сильное впечатление: яркие костюмы, музыка, и всё действо на сцене, оно было просто завораживающим. В юности… это „Евгений Онегин“. Я прочла его взахлёб, с фонариком под одеялом. Потому что мы с сестрой жили в одной комнате, ей мешал свет, и пришлось читать так. Я помню это удивительное ощущение, что Пушкин ведёт разговор со мной. Помните, да, что он всё время обращается к читателю, и это было так легко, так естественно. Я была не столько увлечена, как все девушки, сюжетом, сколько этим удивительным разговором со мной, с читателем. И с тех пор у меня не меняется отношение к роману, наоборот, с годами это произведение становится очень важным не только в преподавании, но и в собственном восприятии. А если говорить о молодости… в вузе я прочла роман Ф. М. Достоевского „Идиот“, писала по нему курсовую работу у нашего преподавателя литературы — Зинаиды Григорьевны Трухиной. И это было такое открытие для меня, и Достоевского вообще, и этого романа».
Анатолий Иванович, а у вас?
«Ежели про книжки говорить, то в детстве, юности, как и все мальчики, наверно, я читал о приключениях, исторические романы… А. Дюма, Василий Ян… очень любил читать энциклопедии, исторические энциклопедии. В студенчестве… Это же время поиска смыслов, ответов на главные вопросы, и в университете как раз стали приоткрывать эту страницу русской культуры, а именно страницу русской религиозной философии, и там, конечно, Флоренский, Бердяев. Это были прорывные для меня вещи. А когда я начал заниматься историей советского Севера, на сегодняшний день почти 35-36 лет я занимаюсь его историей, стал знакомиться с историческими источниками, шерстить документы, читать воспоминания, газеты, тонны материалов — всё это эмоционально очень на меня повлияло. Историк же человек, он не машина, потому без эмоций нельзя, эмоциональное восприятие эпохи всё равно существует. Несмотря на то что у меня сфера интересов, и кандидатская, и докторская посвящены самым непростым периодам Колымы, всего советского Севера вплоть до Коми, всё-таки для меня принципиально важной стала «Территория» Куваева. Это произведение, которое — моё, вот прямо моё. И фразы главного героя: «Умирая от третьего инфаркта, я должен знать, что я в своей жизни сделал всё то, к чему предназначен» или «А были ли вы на тех тракторных санях, и вашу ли щёку обдувал морозный зимний ветер?» принципиально для меня важны. Куваевское отношение человека к тому, что он делает, это прямо моё. А из фильмов мне очень нравится советское кино, я на нём вырос. У меня есть несколько картин, которые я знаю наизусть, готов пересматривать. Одна из них — «Дорогой мой человек» там ещё играет юный Баталов… А в 1987-м году (опять-таки СССР только открывался миру или мир открывался нам?..) у нас была целая серия кинопоказов, и в Томске, где я учился, нам показали всю фильмографию Милоша Формана. Это было для меня потрясение. Самый потрясающий фильм, который я знаю в деталях, это, конечно, «Amadeus» («Амадей»). Если «Дорогой мой человек» — это про дело и служение, искренне служение, то «Amadeus» (речь о Моцарте) — это про то, как в этой жизни существуют талант и злой гений, как может быть беззащитен талант, но и насколько в конечном счёте потом беззащитен злой гений».
Валерия Валентиновна, что вы сейчас читаете?
«Учитель литературы так устроен, что летом он должен читать то, что ему предстоит преподавать в следующем учебном году. В этом году у меня будет 8-й класс, „Капитанская дочка“, и я детально её не преподавала давно, очень давно (обычно у меня 10-й, 11-й классы). И у меня в планах перечитать роман не так, как обычно к уроку, а прочитать в удовольствие. Часто я читаю то, что описывает эпоху, в которую жил автор или которая отражена в произведении. Например, сейчас я читаю книгу Валентина Непомнящего „Удерживающий теперь. Пушкин в судьбе России“. Для меня именно он больше всего понимает и раскрывает Пушкина. Эта книга, в которой есть его статьи разных лет, мне он очень близок как исследователь. Книга такая толстая (улыбается), потому я её читаю долго. Я, как правило, читаю несколько книг одновременно. Недавно приятели подарили книгу „Житие преподобного Паисия Святогорца“… Читать о жизни человека, который как мы, но совсем не как мы, тоже очень интересно. И не просто интересно, а для меня важно. Это тоже вдохновляет, даёт внутреннюю опору, а для меня духовная опора, православная опора очень важна».
Анатолий Иванович, а у вас какие книги лежат на столе сейчас?
«У меня всё скучнее, конечно (смеётся). Сейчас моя настольная книга — методическое пособие по золотоносным россыпям, по эксплуатации. Здесь ситуация следующая: конечно, я не могу быть специалистом во всех проблемах, с которыми я сталкиваюсь, это факт. И я понимаю, что со специалистами на одном языке я говорить всё равно не буду. Моя задача такова: если я увидел социально значимую проблему с той или иной отраслью (допустим, формирование налогооблагаемой базы для региона, для России, формирование количества высокооплачиваемых рабочих мест), то я стараюсь собрать вокруг себя специалистов, вместе с которыми можно выработать решение, устроившее отрасль, регион, Федерацию (фактически всегда ищешь решение, которое будет балансом интересов),а для того чтобы разговаривать со специалистами, матчасть-то надо знать (смеётся). Конечно, я не буду специалистом в рыбодобывающей отрасли и уже не стану горняком, геологом, но сегодня я готов рассуждать о характеристиках россыпей, знаю, какие они бывают, что такое целиковые, техногенные объекты, какая существует методика разведки, эксплуатации и так далее. Но, повторю, моя задача объединить специалистов, чтобы их объединить, надо понимать их „птичий язык“ (улыбается). Но на самом деле, первые подходы к пониманию этого. Конечно, деталей я могу и не узнать, но общие понятия в голове уже работают, и мне кажется, что это правильный подход».
Валерия Валентиновна, вернёмся снова в детство. А кем вы мечтали стать? Ожидания и реальность совпали?
«Я помню, что классу к 8-му мысль о том, что я буду учителем, уже жила. Мы с моей близкой подругой одновременно решили, что будем учителями. Интересно, что я подавала документы на учителя украинского языка и литературы, а она русского. Но теперь я преподаю русский язык и литературу, а она наоборот. Так всё перевернулось. Всё само собой сложилось».
Анатолий Иванович, исторические энциклопедии в детстве всё-таки наложили свой отпечаток, так?
«Я всегда любил историю, но в детстве ты любишь её как рассказ, а с возрастом начинаешь понимать всю её сложность как науки. Сейчас, оглядываясь назад, понимаю, что уже в детстве понял, кем хочу стать. Но у меня и учитель был хороший. Он окончил Читинский государственный педагогический институт — Дмитрий Тимофеевич Козулин. Он ещё учил моих родителей, потом учил нас с братом. Этого учителя любили все поколения, которые у него учились, и, соответственно, он всех знал. Он мог сказать: „Широков, я отцу скажу“. И это было самое отрезвляющее предупреждение(улыбается). Он сумел увлечь. Почему — не знаю. Это магия истории. Она захватывает тебя, и ты понимаешь, что сил выкарабкаться оттуда нет, что это самое интересное дело в жизни. Всю жизнь этот учитель работал в самой обычной школе заводского посёлка с хулиганистыми пацанами и девчонками, а рассказывал так, что перехватывало дыхание. Стул, стол, книжка и карта. Вот такая история».
А как вы проводите время вместе?
Анатолий Иванович: «Бывает… Мы просто рядом и просто молчим. Потому что каждый нахватается своего на работе, и хочется просто помолчать. Бывает, что мы что-то обсуждаем: то я приволокусь с какой-то идеей завиральной, то супруга (улыбаются). Я пытаюсь разобраться в природе человека, и в этом отношении Валерия Валентиновна очень хороший собеседник, потому что она прекрасно знает русскую литературу, а ничего мощнее такого зеркала души человеческой в природе не существует. Иногда мы куда-то ходим, какие-то концерты, театры…
Здесь Анатолий Иванович улыбается и поглядывает на Валерию Валентиновну. Его супруга со свойственной истинным педагогам выправкой вопрошающе и строго смотрит на него (Прим. ред.)
Валерия Валентиновна: «Что значит какие-то театры?! Мы ходим в Театр! Целенаправленно! На русскую классику!».
Анатолий Иванович: «Да… Последний спектакль был «Война и мир», 5 часов…(улыбается).
Валерия Валентиновна: «В театре Вахтангова, постановка Римаса Туминаса… Анатолий Иванович прилетел из Магадана накануне, поэтому требовалось мужество, чтобы выдержать пять часов. Но спектакль, если оценивать одним словом, интересный. Как правило, я выбираю репертуар. Мы и с учениками бываем в театре, я слежу за афишей. С Анатолием Ивановичем мы часто ходим или, что называют, „на актёра“ или на конкретное произведение. Если я вижу, что Анатолию Ивановичу будет интересно, мы идём вместе».
Анатолий Иванович: «Я люблю Гармаша, он очень талантливый актёр. И однажды мы пошли на спектакль „С наступающим!“. Они играли вдвоём с Игорем Скляром, и это было потрясающе. Я настолько наслаждался игрой, юмором, обаянием. А потом мы Гармаша смотрели в спектакле „Кроткая“, по Достоевскому».
Валерия Валентиновна: «Гармаш играл весь этот сложный спектакль один. Сама „кроткая“ — это кукла, управляемая молодыми актрисами… все спектакли мы потом обсуждаем, сразу после театра и дома. Анатолий Иванович сказал, что мы молчим, но чаще всего мы замолкаем, когда обсудим, как прошёл день. Наше увлечение последних лет — открытие подмосковных усадеб. Мы целенаправленно ездим туда: читаем о них, а потом едем. Мелихово, Мураново, Середниково… Лермонтов, Тютчев, Чехов… Это совсем другое восприятие московского пространства. Мы на самом деле после Магадана с трудом привыкали к Москве, но эти путешествия нас смирили, даже развили интерес(смеётся)».
Анатолий Иванович: «Сейчас мы узнаём ту Россию, коренную. Как-то несколько дней мы провели в Твери, в Пскове, это удивительно. Уникальная была поездка в Волгоград, я настолько был потрясён городом, мужественной историей войны, когда тот город, который сегодня есть, возведён на месте города, который исчез. Я для себя сделал вывод, что всякий, кто хочет назвать себя русским, должен побывать в Волгограде. Он должен на Малахов курган подняться, к Родине-матери подойти и прочувствовать всю эту историю. Невозможно после этого относиться к Отечеству с холодным цинизмом. Это потрясает. Суздаль тоже замечательный город: посмотрели, походили, подышали. Это всё скоротечные, но очень насыщенные поездки. Понимаешь, что раньше было книжное представление о стране, а здесь можно потрогать. Стоит церквушечка, Покрова на Нерли, сколько раз ты её видел, а тут ты подошёл и её потрогал, 1156-й год».
Валерия Валентиновна: «У них паникадило с обычными свечами. На лесенку человек встаёт, ставит свечи, зажигает их — это просто потрясающе! Совсем другая история».
А в вашей семье есть традиции?
Валерия Валентиновна: «В нашей семье стало традицией, возвращение Анатолия Ивановича из командировки, считать праздником. Мы и готовимся, как к празднику. Мы любим домашние праздники. Дни рождения, особенно юбилейные. Это не просто „вкусно покушать“, но и во что-то сыграть, любим домашний капусник! Все домашние обладают способностями (смеётся. Так создаётся творческая атмосфера, и это всех объединяет».
Анатолий Иванович: «Вот моя супруга всё квалифицированно и рассказала» (смеются).
Анатолий Иванович, в одной из передач (это был 2018-й год) вы сказали, что «донесение до молодёжи православных ценностей, отечественных традиций является очень важным». Какие изменения (верится, что позитивные) произошли за 6 лет? Удаётся ли молодёжи показывать, что это всё не пепел и архаика?
«Что это не пепел, а передача огня, так? (Улыбается). Конечно, достаточно длительный исторический период, а я имею в виду 90-е, нулевые, десятые, мы стремились к обществу потребления. Некий западный стандарт жизни: холодильник, машина, квартира… Всё подчинено потреблению. Чем ты качественнее потребляешь, тем ты больше ощущаешь полноту жизни. Но какая-то внутренняя пустота-то нарастала. И здесь я бы согласился с Н.С. Михалковым, который сказал, что Специальная военная операция нам послана Богом для того, чтобы мы остановились, сами на себя посмотрели, а кто вообще мы? И сегодняшняя ситуация во многом препятствует той пустоте, которая распространялась. Сегодня появились смыслы. Откуда эти мальчишки-герои? Они мальчишки, 23-24 года. Они оттуда, оттого, что теперь мы понимаем, кто мы. И это принципиально важно. Это скольжение в небытие, растворение в общечеловеческих ценностях, «гамбургерах» и прочее, мы остановили, общество само остановилось. Оно сейчас находится в духовном переломе, благодаря которому мы начнём сами себя понимать. Появилось что-то важное, потому что у нас необычайный рост в Суворовские училища, в военные вузы и так далее. Мальчики пошли в военное, а это значит пошли Родину защищать. У нас сейчас огромное количество молодёжи исповедует не интересы ниже пояса, вкусно кушать и сладко спать, а интересы страны, семьи, Родины. Это очень важно. Я убеждён, что негативные последствия безвременья, пренебрежения к собственной истории, культуры, души национальной — оно закончилось. Мы возвращаемся сами к себе. Это важно. Знаете, когда я начинал работать в Совете Федерации, к нам приходили молодые люди и спрашивали: «Мы молодые политики, мы хотим…», а я говорил: «Кто-кто?»,
— «Молодые политики…»,
— «А делать вы что умеете?»
— «Ну мы же политики…»
— «А делать-то вы что умеете? Сможете статью написать, деталь выточить, землю вспахать, что руками сможете сделать?».
«Эти ценности сменились на другие. Сегодня приходят дети, студенты, которые говорят, что надо обсудить проблему их двора, например. Обсуждаем на прикладном уровне то, что их беспокоит в городе, области. Для них это принципиально важно — покосивший забор в детском саду или зелёное насаждение. Ушло время равнодушных людей. Мы понимаем, что сейчас оказываются впереди наши ценности, что мы один народ, что исповедание разных религий не мешает нам жить вместе и быть самими собой. Традиционные ценности учат нас тому, что помимо прав у человека есть обязанности. Если для западных ценностей характерно «я имею право, а всё остальное неважно», то для нас важно «подожди, дружище, есть ещё обязанности».
А вообще, два преподавателя в семье – это тяжело?
Валерия Валентиновна: «Мне кажется, что это легко. Мы друг друга понимаем, понимаем, какие проблемы могут быть и как их решить».
Анатолий Иванович: «А я, честно говоря, никогда на это не обращал внимания. Когда Валерия Валентиновна что-то преподаёт, всегда ведь есть исторический контекст (улыбается). А мне важно зачастую мнение инженеров человеческих душ».
Валерия Валентиновна: «Кроме того, Анатолий Иванович понимает, что профессия учителя непростая, что терпеливо надо относиться к тому, что я проверяю тетради или долго нахожусь на работе. Потому что должен и энтузиазм у учителя быть».
Анатолий Иванович: «Это как у врача — дипломом и зарплатой не объяснишь, это должна быть искра Божия. Если человек готов жертвовать, то он получается настоящим врачом, учителем».
Валерия Валентиновна: «Важно понимать это»
Анатолий Иванович: «И прощать. Понять и простить». (Смеются).
Валерия Валентиновна: «И поиронизировать тоже можем».
А если конфликты всё же случаются, кто делает первый шаг?
Анатолий Иванович: «Понятное дело, что без шероховатостей не обойтись. Но у нас кто виноват, тот шагает».
Валерия Валентиновна: «Мы оба не любим ссориться, потому, если это возникло, то мы стараемся помириться быстрее. Чтобы был мир вокруг и внутри. Главное — не бояться. Даже если ты и не очень виноват, скажи „прости“ — и это вызовет встречное чувство, тогда можно уйти от всех распрей. Чем больше в семье что-то делают вместе, с детьми или только вдвоём, тем сильнее это укрепляет отношения».
Анатолий Иванович, в одном из своих предыдущих интервью вы сказали, что живете по принципу «сомневайся во всём», а есть то, в чём вы не сомневаетесь?
«В Валерии Валентиновне».
Валерия Валентиновна, Анатолий Иванович сказал, что для него главный парадокс Магадана заключается в том, что «город вырос из лагеря, а живут в нём удивительно свободолюбивые люди», а какой для вас главный парадокс Магадана?
«Думаю, что я выскажу мысль, которую переживают и чувствуют многие. Магадан — это удивительный контраст между суровым климатом и теплотой отношений. Это то, по чему я скучаю в Москве. Это такая наша магаданская специфика».
Анатолий Иванович: «И от этого невозможно отвыкнуть. Если ты вдохнул этот воздух, если надышался, по-другому уже невозможно. Даже в любой другой атмосфере ты пытаешься найти именно этот воздух. Поэтому мы с огромным удовольствием наш отпуск проводим в Магадане. Здесь есть всё, что нужно, чтобы отдохнуть».
А любимое место есть?
Анатолий Иванович: «Наверное, мы не очень оригинальны здесь будем, но — смотровая на трассе (имеется в виду мыс. Нюкля). Здесь понятной становится фраза: «Отчего люди не летают как птицы?»