О сохранении литературного наследия, спасении архива Магаданского книжного издательства и пути от альпиниста до автора серии книг рассказал Сергей Иванович Сущанский — гидрометеоролог, поэт и прозаик, член Союза писателей России, автор научных статей, а также художественных и очерковых книг.
Большую домашнюю библиотеку с гордостью показывает гостям Сергей Иванович. На ней, помимо собранных по крупицам изданий о людях Колымы, и его собственные книги, посвящённые литераторам. Соседствуют на полках и журналы, составленные за время работы на Колымской водно-балансовой станции. Компанию ценной библиотеке составляют не менее ценные для владельца значки, напоминающие о спортивных достижениях и увлечении альпинизмом. А путь, который привёл Сергея Сущанского в Магадан, начался в городе Измаиле, где в 1952 году автор, поэт и прозаик появился на свет.
«Отец прошёл войну, он был призван в Красную Армию в ноябре 1939 года и демобилизовался в августе 1946. Мать во время войны работала на военном заводе в Алма-Ате, потом её семья переехала в Николаев. И там родители — Иван Сущанский и Иванчкова Маргарита встретились, и удивительно то, что отец ещё тогда был на службе, но у них был зарегистрирован брак. После этого отец окончил педагогический институт, и их направили в село Лощиновка Одесской области. Отца как директора, мать как учительницу. Потом родители переехали в город Измаил, где в 1952 году появился я», — говорит Сергей Иванович.
После школы поступил институт, где увлёкся туризмом. Сначала отправлялся в небольшие путешествия по окрестностям, затем стал покорять вершины. В 1969 году получил путёвку в альпинистский лагерь, после чего начал свой альпинистский путь и окончил школу инструкторов. Всего совершил около 50 восхождений.
В Магадан приехал в 1975 году на работу. На тот момент уже имел трудовой опыт в Измаиле в Дунайской гидрометобсерватории, а также в Беларуси инженером-гидрологом, но, вспоминает Сергей Сущанский, на ту зарплату прожить было сложно, поэтому решил попробовать трудоустроиться на Севере. Связался с Колымским управлением гидрометслужбы, и 16 сентября 1975 прилетел на ИЛ-18 в Магадан. А 18 сентября уже поступил на работу на колымскую водно-балансовую станцию в посёлке Стоковое старшим техником, где проработал с тех пор 22 года.
«Колымская водно-балансовая станция интересна была тем, что на площади примерно 22 кв. километра мы производили разные наблюдения — и за стоком воды, и за температурой воздуха, метеорологическими компонентами, за промерзанием и оттаиванием почвы. Выпускали ежегодники. Начались наблюдения 1 мая 1948 года, вот до 97 года вышло 50 таких ежегодника.
Начинал там старшим техником, потом перевели в инженеры, в 1986 назначили начальником станции. Кроме ежегодников, мы делали технические отчёты. Потом я начал выпускать листок „Стоковец“, пытался в нём отразить художественно некоторые моменты жизни станции. Сам посёлок — небольшой, где было 5 жилых домов, контора, гараж, баня и склад. Первоначальное строительство велось в 1947 году, а в мае 48 уже велись инструментальные наблюдения. Такая станция была одна во всём Союзе, потому что находилась в зоне распространения многолетних мёрзлых пород, а больше таких не было», — говорит Сергей Иванович.
Но кроме самой научной деятельности, вспоминает и быт, и трудности, с которыми приходилось сталкиваться. Но многие из них, в том числе и бытовые, такие как переезд на зимовку в Кулу, а на лето обратно в Стоковое, жизнь в небольшом посёлке, переносились спокойно, так как была увлечённость работой. Хотя и в самой работе было немало сложных задач. Как одну из них вспоминает работу по снегомерной съёмке.
«Это довольно сложный процесс, когда у тебя линия 3 км и через каждые 100 метров ты должен измерить плотность снега, а через каждые 10 — глубину снежного покрова. И вот – плотномер, рейка, лопата, в рюкзаке — перекус, ты на лыжах, а лыжи вверх не едут, если надо подняться вверх, то надо траншею рыть», — говорит Сергей.
Ещё одно преимущество, которое открывало место работы и проживания, — охота. Рассказывая об этом, Сергей Иванович вспоминает куропаток и безветренные зимы, по которым скучает в Магадане.
«Вот сегодня у нас в январе 30 градусов мороза — холодно. Я ходил на охоту тогда в −40, причём без перчаток, и было вполне нормально. Дети в −30 играли в снежки, на санках катались. Это считалось потепление даже. А сейчас уже всё по-другому воспринимается. Там, на Колыме, ветра зимой нет, только в пургу. Когда переехал в Магадан, меня это очень сильно удручало — в любое время года ветер», — вспоминает Сергей.
В 1997 году станция фактически почти прекратила своё существование, осталось лишь два сотрудника, а Сергей Иванович с семьёй переехал в Магадан. За плечами уже был писательский опыт для листка «Стоковец», и первые попытки стихотворства. В 1993 году вышел первый небольшой сборник.
«Когда ушёл из гидрометеослужбы, попал на Кубаку экологом. И там начались попытки написания прозаических произведений. В 2005 году произошёл перелом — от стихов к прозе», — добавляет Сергей.
А после рассказывает, как стал заниматься архивными документами и почему решил написать первую книгу. Как отмечает автор, Магаданское книжное издательство в декабре 2001 года прекратило своё существование, а здание, где оно находилось, решили снести. Когда решение было принято, понемногу из него начали выносить мебель, снимать двери, окна. В один из таких дней проходили мимо два человека — Станислав Бахвалов, на тот момент — председатель Магаданского союза писателей, и Валерий Воробей, которые решили заглянуть внутрь и посмотреть, что там осталось. Увидели горы бумаг — в мешках, по коробкам, стопками, которые оказались архивом книжного издательства.
«И если бы не та встреча, вывезли бы это всё на помойку. И они тогда подняли вопрос, чтобы всё это перевезти в Союз писателей, загрузили в машины и перевезли. Я принимал в этом деле участие, а когда в 2012 году вышел на пенсию, решил посмотреть — что же там есть. И начал разбирать эту кучу бумаг и фотографий. Первые мои очерки, которые получились, были посвящены Пчёлкину. Газета Вечерний Магадан опубликовала мой очерк, и тогда я пробил дорожку в московский журнал Мир севера. Постепенно издавал очерки на основании документов, писем, бумаг. В итоге получилась книжка — Штрихи к портретам. Рукопись я показал Павлу Жданову. В 2020 году книжка появилась на свет.
В 2021 году — вышло продолжение книги, следом — в 2022. Параллельно готовил книжки, посвящённые литераторам. Первая как раз была посвящена Пчелкину, который 17 лет был ответственным секретарём магаданской писательской организации. Я думаю, его надо обязательно вспоминать. Вторая книжка посвящена Антону Бирюкову, он одним из первых начал копать архивы по репрессированным. Третья — Виталию Шенталинскому, четвёртая — нашим литераторам, писателям, поэтам, прошедшим Великую Отечественную войну. Потом — книга Михаилу Эдидовичу.
Последняя книжка из этой серии, которая вышла, посвящена литераторам, которые прошли Севвостлаг. Сейчас почти готова рукопись о Евгении Наумова, Владилене Леонтьеве», — говорит Сергей Иванович.
Как отмечает Сергей Сущанский эта работа ценна не только тем, что при работе с документами открываются новые факты, а иногда и развенчиваются мифы и легенды, но возможностью хранить память о людях. Это очень важно — помнить, хранить, знать о людях, которые вносили свой вклад в отрасль, в развитие региона.
«К сожалению, из наших литераторов на слуху немногие — Куваев, Мифтахутдинов. Много литераторов сторонних посвятили им свои книги. Из поэтов — Пчёлкин, Кымытваль. Но с другими так получается, что уходит человек, и память о нём уходит», — говорит Сергей.
А об этих людях важно помнить, добавляет Сергей Иванович. И почему бы не увековечить память о них на страницах книг, чтобы каждый из колымчан мог поближе познакомиться с трудом, творчеством, биографией этих выдающихся людей.
Материал создан в партнёрстве с Организацией работников культуры региона