Магаданская область не только для иностранцев, но и для многих россиян — это отдельная «планета», суровая, малоизведанная и далёкая. В связи с этим о регионе сложились определённые стереотипы, которые не всегда идут во благо краю и местным жителям. Редакция ЛюдиКолымы.рф каждые две недели развенчивает мифы о Магаданской области. Но сегодня речь пойдёт в целом о том, почему в массовом сознании людей Север именно такой — до обидного стереотипный и неправильный. Своим мнением на этот счёт поделился путешественник и этнограф Владимир Севриновский.
По мнению Севриновского, во многом здесь виноват устоявшийся в российском и иностранном сознаниях ошибочный образ чукчи из кино и старых анекдотов. При этом для людей география этих коренных жителей особой роли не играет. Мы знаем, что чукчи в основном проживают в Чукотском автономном округе и только небольшая их часть — в Якутии, на Камчатке, в Магаданской области и не только. Однако для общего сознания людей из других регионов образ чукчи — это просто персонаж, который в целом олицетворяет весь Север страны.
«Причин (такому стереотипному массовому мнению — прим. редакции) много. Есть, скажем, некий народный образ условного чукчи, имеющий к представителям северных народов весьма отдалённое отношение. Эти люди живут там, где мы не протянули бы и недели, поэтому дурачками быть никак не могут в принципе. Тогда почему этот образ возник? Почему насаждался и насаждается до сих пор? Я думаю, причин тут две. Во-первых, они живут в совершенно других условиях. Поэтому, если в большой город попадёт даже самый умный оленевод, он будет чувствовать себя явно не в своей тарелке, ему там будет страшно, его там обязательно обманут, он там попадёт в массу нелепых ситуаций. Но условная Москва для них чужда точно так же, как и для условного москвича — тундра: отправь горожанина в тундру, заставь его пасти оленей, и он будет выглядеть полным дураком», — справедливо замечает Севриновский.

По его мнению, второй причиной стала когда-то жестокая ассимиляция северных народов. Из-за этого начал умирать родной язык, уменьшалось число представителей коренных народов, и многие из них были оторваны от привычного образа жизни.
По словам этнографа, ошибочный образ чукчи вбивается в головы людей именно из-за фильмов, статей, анекдотов и прочего. «Приведу пример. В один очень известный журнал я написал материал про камчатского шамана. Это безумно интересный человек! Среди шаманов вообще много образованных, интеллигентнейших людей, вот и этот не только плясал с бубном, ел мухоморы и, пардон, совокуплялся на празднике Алхалалалай, что в тексте оставили, поскольку это соответствует ожиданиям читателей, но и любит творчество Босха, несколько лет учился в Германии, основал свою стоматологическую клинику, что из текста убрали. Хотя именно этот поворот и вышибает тебя из стереотипов, он гораздо интереснее, чем бесконечное повторение того, что шаманы — это смешные чувачки, пляшущие у костра. Это не так, совершенно не так! Просто нормальный шаман вряд ли станет общаться с туристами, зато это будут с удовольствием делать местные ряженые, фото которых я вижу в многочисленных журналах. Я пытаюсь по мере сил с этим бороться», — негодует Севриновский.

Мужчина не теряет надежды. Он признаёт, что люди расстаются со своими стереотипами с большим трудом, но всё же вспоминает поговорку: «Вода камень точит». Приводит в пример, как постепенно с годами менялось восприятие Кавказа.
«Надеюсь, подобное рано или поздно случится и с Севером. Восприятие его у людей обязательно изменится. Я лишь надеюсь, что это случится раньше, чем замечательная северная культура будет полностью утрачена. Сейчас она под очень большой угрозой», — надеется Севриновский.
Редакция ЛюдиКолымы.рф желает своим читателям из Магаданской области и из соседних «холодных» регионов с гордостью носить это звание «северянин», хранить память о культуре местных коренных народов и делиться с другими своей любовью к родной земле!
