Биографию Героя, участника Великой Отечественной войны и автора книг Михаила Владимировича Ашика за семь минут читайте на страницах интернет-журнала «Люди Колымы». Рассказываем вместе с «КолымаСтори».
Михаил Владимирович Ашик родился 24 июня 1925 года в Ленинграде, но 13 лет его службы связаны с Магаданом, ставшим для него не менее родным: здесь он окончил вечернюю среднюю школу, в семье родились два сына — Владимир и Игорь, трижды Михаила Владимировича избирали депутатом городского Совета депутатов трудящихся — в 1953, 1961, 1963 годах. Его биография богата событиями.
В первую блокадную зиму Ленинграда, будучи учащимся морского техникума, он копал окопы, нёс службу в противовоздушной обороне. Через год вместе с сестрой и родителями по льду Ладожского озера был эвакуирован и вскоре призван на Северном Кавказе на военную службу. Семнадцатилетним юношей в 1942 году стал служить рядовым 383-й дивизии 5-й Ударной армии.
Прошло несколько месяцев, и старший сержант Михаил Ашик — наводчик станкового пулемета. В оборонительных боях на реке Миус получил ранение, попал в госпиталь. В строй вернулся в октябре 1943 года. Опытного пехотинца, несмотря на молодой возраст, направили на краткосрочные курсы младших лейтенантов. После их окончания Михаил Ашик стал командиром стрелкового взвода 144-го отдельного батальона прославленной в боях 83-й бригады морской пехоты, расквартированного на окраине только что освобожденного Симферополя. Вначале однополчане встретили его настороженно — слишком молод был их командир, хотя и имел двухлетний опыт службы в действующей армии. Но со временем, в ходе подготовки морских пехотинцев, комвзвода приобретал авторитет, да и старшие, более опытные командиры помогали.
Летом 1944 года бригаду направили на Джанкой, через Сиваш по Чонгарскому мосту, в сторону фронта. Железнодорожная магистраль вела через Мелитополь, Запорожье, Кировоград, по местам боёв, разорённых деревень, заброшенных полей.
Наконец, войска высадились на берегах Хаджибеевского лимана, где началась таинственная подготовка к десантной операции. Здесь практиковались в использовании понтонно-переправочной техники — складных десантных лодок. Марш-бросок привёл десантников к Овидиополю, к берегам Днестровского лимана. Взвод Михаила Ашика готовился форсировать лиман, захватить плацдарм севернее города Белгород-Днестровский и обеспечить высадку войск второго эшелона.
В первом десантном броске участвовали около 200 лодок, два десятка буксируемых паромов, на борту которых находилось около трех тысяч десантников. Морская пехота, прикрываемая авиацией и огнем бронекатеров Дунайской флотилии, преодолела 20 км от лимана, уничтожая немецкие и румынские воинские подразделения и укрепления.
За умелое руководство солдатами и обеспечение боевой операции лейтенант Ашик был удостоен ордена Красной Звезды. За пять дней наступления бригада прошла к Дунаю более 200 км, выйдя к государственной границе СССР. Река стала рубежом, за которым открывался путь в земли фашистской Германии.
Моряки бригады речных кораблей под командованием Героя Советского Союза П. И. Державина, того самого, что отличился в тридцатых годах при охране границ Охотского побережья на сторожевом корабле «В. Боровский», захватили крупный железнодорожный мост через Дунай. По нему проходила магистраль Бухарест — Констанца. 83-й морской бригаде поручили охранять этот стратегический объект, а 144-ю роту, в которой находился взвод Ашика, передали бронекатерам комбрига Державина.
Тёмной августовской ночью 1944 года бронированные корабли с танковыми башнями и крупнокалиберными пулеметами поднялись вверх по Дунаю к болгарскому городу Силистра. Левый берег Дуная представлял румынскую территорию, правый — болгарскую. Но по обе стороны было много немецких гарнизонов.
Отряд кораблей — четыре бронекатера капитана 3-го ранга Державина — смело шёл по Дунаю, не забывая высылать к вражеским берегам морскую разведку. Ашик получил задание со своим взводом обеспечить охрану румынского буксира и нескольких больших металлических барж с нашими войсками. Но пока выполняли эту задачу, бригада ушла дальше по Дунаю, дислоцируясь то в Румынии, то в Болгарии. Догонять своих пришлось через Констанцу, Варну, Бургас в пешем строю, по железной дороге.
В ноябрьские дни 1944 года 83-я бригада морской пехоты пересекла болгаро-югославскую границу. Находясь в распоряжении Дунайской военной флотилии, морская пехота должна была действовать на территории венгерской части Дуная. Десант у Дунапентели в ночной темноте обеспечил успех взводу Ашика, без потерь захватившему посёлок, откуда шло шоссе на Будапешт. До столицы Венгрии оставалось около 100 километров.
Очередным объектом для атаки морским пехотинцам определялась рабочая окраина Будапешта — город Чепель. Шесть безуспешных атак вражеской обороны заставили отойти от города, при этом Ашик получил ранение в ногу, но в строю остался.
В дни штурма Чепеля советские войска с двух сторон взяли Будапешт в кольцо окружения и, чтобы не разрушать венгерскую столицу, предложили гарнизону сдаться. Но фашисты не приняли капитуляции, убили советских парламентёров. И тогда городские кварталы стали местом ожесточённых схваток.
Немецкие танковые колонны в январе 1945 года прорвались к Будапешту, заняли город Эстергом в 50 километрах от столицы. На их пути оказались подразделения 83-й морской бригады. Бригада, понесшая большие потери, держала оборону в предместьях Буды. Но в феврале к ним присоединилась более 400 венгерских повстанцев, они то и пополнили ряды морских пехотинцев.
Одну из штурмовых групп возглавил лейтенант Ашик. Его 144-й батальон атаковал немецкие позиции на горе Геллерт, затем Королевский дворец. Яростное сопротивление гитлеровских войск завершилось разгромом крупной Будапештской группировки. И вновь моряков ждали новые бои и десанты, но уже на чехословацкой и австрийской земле. Десантная группа Михаила Ашика получила задание прорваться через линию фронта в районе города Эстергом по известному водному рубежу — реке Дунаю на борту испытанных в бою бронекатеров П. И. Державина.
24 марта 1945 года, пройдя по Дунаю 45 километров, морские пехотинцы высадились в районе деревни Тат, оседлали шоссейную и железную дорогу Эстергом — Комарно, преградили путь отходящему противнику и заняли оборону на берегу Дуная. В течение 4-х суток, находясь в тылу врага, взвод Ашика отразил 18 атак пехоты и танков противника, уничтожил три танка и два вражеских орудия, способствовал овладению советскими войсками города Эстергом, в то время как первоначальное задание состояло в том, чтобы задержать прорыв противника хотя бы на сутки до подхода основных сил. Именно за этот подвиг Михаила Ашика, как и ряд его соратников, представили к званию Героя Советского Союза, которое он получил 15 мая 1946 года.

По окончании войны, демобилизовавшись из вооружённых сил, Михаил Владимирович окончил в г. Ленинграде офицерскую школу для оперативных работников, после двухгодичного обучения в которой был назначен на должность оперуполномоченного отдела контрразведки 23-й дивизии внутренних войск, дислоцировавшийся в северной столице. В мае 1951 года, после расформирования дивизии, направлен для продолжения службы в г. Магадан в качестве старшего оперуполномоченного отдела контрразведки. В 1955 году поступил в Военный институт КГБ СССР (ныне Академия ФСБ России), который окончил с отличием. Получив высшее военное образование вернулся в г. Магадан. Однако по причине так называемого «хрущёвского» сокращения, продолжить службу в органах контрразведки ему не довелось, и с 1959 года начинается его офицерская карьера во внутренних войсках.
В 1963 году с должности командира в/ч 6611 он переведён из г. Магадана для продолжения службы в г. Ленинград в должностях заместителя начальника штаба, а затем начальника штаба дивизии, заместителя начальника Высшего политического училища войск МВД СССР. Вышел в отставку в 1978 году в звании полковника. С 1978 по 2002 год работал ведущим инженером на Кировском заводе Санкт-Петербурга.
Награжден орденами Ленина, Богдана Хмельницкого III степени, Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных силах» III степени, орденами иностранных государств, медалями, знаками отличия.
Михаил Ашик является автором книг: «Эстергомский десант», «Слово о 305-м батальоне» (история батальона морской пехоты), «144-й отдельный батальон морской пехоты в Великой Отечественной войне» и других.

За особые заслуги в общественно-политической и оперативно-служебной деятельности на территории города Магадана, направленные на защиту государственного строя и общественной безопасности и повышение авторитета города Магадана и Магаданской области, за мужество и отвагу при исполнении служебного долга и высокий профессионализм решением Магаданской городской Думы от 15 июня 2020 года № 42-Д Ашику Михаилу Владимировичу присвоено звание «Почетный гражданин города Магадана». Умер Михаил Владимирович 9 ноября 2020 года в городе Санкт-Петербурге.
По материалам статьи Петра Цыбулькина.
