Актёр — это не просто работа, это призвание, ведь этот труд никогда не бывает рутинным и всегда очень творческий. Несмотря на настроение, здоровье и погоду актёр выходит на сцену и представляет на суд зрителя образ, созданный по сценарию и дополненный собственным талантом. Об извилистом пути на сцену и ответственности артиста рассказала заслуженная артистка России, ведущая артистка Магаданского государственного музыкального и драматического театра Елена Титенко.
Елена Петровна родилась в обычной семье в Луганске, который когда-то назывался Ворошиловград. Её путь на магаданскую сцену был непростым и извилистым, но любовь к музыке зародилась в ней ещё в детстве.
«В нашем доме часто собирались гости, и, как это обычно бывает, взрослые за столом любили петь. Оба моих родителя обладали прекрасными голосами, и по выходным они собирались с родственниками, чтобы исполнять застольные песни. У меня была сестра Алла, на три года старше меня, и мы вместе выступали перед родителями и родственниками, запоминая все песни, которые они пели. Так у нас с сестрой и зародилась любовь к музыке», — рассказывает артистка.
В школе она начала заниматься в кружке художественной самодеятельности. Позже, уже в старших классах, Елена узнала о народном театре «Оперетты», который находился во Дворце культуры. Там она и решила попробовать свои силы. Первой ролью стала Анита в спектакле «Поцелуй Чаниты», и Елена с успехом с ней справилась. А театральная карьера её началась, когда девушку пригласили во вспомогательный состав областного музыкально-драматического театра.
«Я прошла прослушивание и стала актрисой вспомогательного состава, мне предложили главную роль Ульяны в спектакле „Сватанье на Гончаровке“. Так началась моя театральная карьера, и я впервые отправилась в гастрольное турне по области.
Как-то раз ко мне подошёл один из актёров нашей группы Юрий Морфесси и сказал мне: „Леночка, это всё весело и хорошо, но тебе нужно учиться и получить диплом. В Киеве, при „Киевском театре Оперетты“, есть театральная школа-студия, которая готовит кадры и для себя, и для театров вообще“. Я, недолго думая, поехала и поступила в эту школу», — делится Елена Петровна.
Там она познакомилась с будущим супругом — они учились в одной группе. После дипломной работы молодые люди расписались и уехали в Калининград на гастроли с театром. В 1970-м Елену с мужем пригласили в новый театр оперетты в Минске, позже супруги уехали в Кемерово по приглашению композитора, заслуженного деятеля искусств, главного дирижёра Кемеровского театра оперетты Евгения Лугова. Там они прожили 15 лет, а в 1989 году приехали в Магадан.

«Актёрство — это не просто работа, это истинное призвание. В этой сфере всё крайне нестабильно: успех может быть мимолётным, а мечты — недостижимыми. Ты можешь надеяться на удачу, но никто не гарантирует, что она будет на твоей стороне. Даже если ты достигнешь определённого уровня признания, что будет дальше? Слава и успех могут прийти, но могут и исчезнуть так же быстро, как и появились. Но учиться этому нужно обязательно, ведь только так можно раскрыть весь свой потенциал. А если повезёт так же, как и мне, и у вас будут прекрасные, талантливые педагоги, то тогда всё у вас получится», — уверена Елена Титенко.
Но и труд в этой профессии постоянный, отмечает она. И предметом этого труда становишься ты сам.
«Бывают дни, когда ты не в форме: болит голова, погода не радует, настроение на нуле. Но несмотря на всё это, ты обязан представить зрителям то, что подготовил. Это требует усилий, постоянного совершенствования и развития. Да, это сложно, но именно в этом и заключается суть профессии. Это не просто работа, это твоя совесть и ответственность перед собой и зрителями. Даже когда тебе тяжело, ты должен встать, выйти на сцену и отдать все свои силы. Это не просто желание, это твой долг», — считает артистка.
Роли свои она сравнивает с детьми и говорит, что среди них тоже нет любимчиков — все они особенные и все их она любит одинаково. За свою долгую карьеру она сыграла около 200 разнообразных ролей: королевы, баронессы, герцогини, рыбачка, деревенской девчушки, натурщицы Монмартра, начинающей журналистки, Солохи и Екатерины Великой в гоголевской «Ночи перед Рождеством». Актриса говорит, что каждая из этих ролей оставила след в сердце и на профессиональном пути.

«Мне сложно выделить любимых героинь, ведь каждая из них уникальна и требует особого подхода. Королевы и баронессы, например, позволяют мне погрузиться в мир величия и власти, в то время как роли простых деревенских девушек или натурщиц открывают двери к искренности и простоте. Каждая роль — это новая жизнь, новая история, и каждая из них приносит свои радости и вызовы. Я люблю исследовать характеры, погружаться в их внутренний мир и находить в них что-то общее с собой. Это делает каждую работу особенной и незабываемой», — делится Елена Петровна.
Говоря об актёрском пути, она отмечает, что он полон испытаний и трудностей, требует не только таланта, но и огромных усилий. На этом пути часто встречаются моменты сомнений и разочарований.
«Бывает, что ты не можешь уснуть, переживая из-за того, что не удаётся воплотить задуманное. Режиссёр может иметь совершенно иное видение, и тогда приходится адаптироваться, менять подход, искать новые решения. Это действительно тяжёлая работа, и не стоит её недооценивать. Многие думают, что достаточно просто выйти на сцену, спеть или станцевать, но на самом деле за этим стоит колоссальная подготовка. Физические и эмоциональные затраты огромны. Чтобы достичь желаемого результата, нужно не только хорошо исполнять свою роль, но и уметь сочетать в себе множество навыков: пение, танцы, актёрское мастерство», — делится Елена Титенко.
Она уверена: без регулярных тренировок и работы над собой невозможно добиться успеха. В конечном итоге, несмотря на все трудности, именно этот процесс и делает профессию актёра такой увлекательной и значимой. Ведь театр — это уникальная кафедра, с которой можно донести до зрителей множество добрых и светлых идей.

«Он служит не только источником вдохновения, но и важным уроком о том, что стоит делать, а что — нет. В театре мы можем научить зрителей ценить красоту, искренность и человечность, а также предостеречь от ошибок и негативных поступков. Это пространство, где каждый спектакль — это возможность поделиться чем-то важным и значимым, где можно говорить о высоких чувствах и моральных ценностях», — уверена Елена Петровна.
Пример Елены Петровны Титенко ещё раз доказывает нам, что упорный труд, любовь к своему делу и талант помогут добиться любых успехов!
Материал подготовлен в партнёрстве с изданием «Вечерний Магадан»