Некоторые считают, что цирк предназначен больше для маленьких зрителей и именно для них проходят все эти яркие и сказочные представления с ловкими акробатами и дрессированными животными. Но ведь и взрослые радуются, глядя на зажигательные красочные номера. О том, как живёт цирковой коллектив и что нужно для того, чтобы каждое выступление было волшебным, рассказал директор Магаданского муниципального циркового коллектива «Вояж» Матвей Гаркавлюк.
Магаданский цирк основали в 1985 году. Сначала это была цирковая студия «Романтики». В 1992 году она была переименована в «Вояж», а в 1995 году коллектив получил статус муниципального и с тех пор существует как Магаданский муниципальный цирковой коллектив «Вояж». Сам Матвей Гаркавлюк пришёл работать сюда в 1998 году, когда ему было 18 лет. Сначала он был артистом, потом художественным руководителем и теперь совмещает обе эти роли. А ещё — на его плечах множество других дел, которые, на первый взгляд, в его обязанности входить не должны.
«Наша главная задача заключается в том, чтобы наша работа не стояла на месте и развивалась, чтобы зритель был доволен нашей работой. Все остальные вопросы, как и в любой другой профессии, решаются по мере их возникновения. Кроме своих обязанностей директора, я также занимаюсь рядом дополнительных задач, которые, казалось бы, не должны входить в мои функции. Это, например, поддержание костюмов в хорошем состоянии, реставрация циркового реквизита и создание нового, а также изготовление всякой бутафории, необходимой для работы в нашей индустрии», — делится худрук.
Многие участники коллектива тоже совмещает здесь разные роли. Например, один человек может одновременно быть жонглёром и эквилибристом. Всего в группе девять человек, но, несмотря на малочисленность, они показывают зрителям и жонглирование, и дрессировку животных, и иллюзию, и эквилибристику, и выступления артистов оригинального жанра, а ещё — акробатику, номера клоуна-коверного и, конечно, воздушную гимнастику. Все они — любители, ни у кого за плечами нет высшего циркового образования, даже цирковой школы, но это не мешает им радовать зрителей.

Матвей Гаркавлюк сетует, что на российском Дальнем Востоке нет профессиональных тренеров, и цирковое искусство в Магадане осваивают с помощью интернета.
«Мы смотрим множество видеоматериалов, изучаем трюки в замедленном воспроизведении и пытаемся понять, как они выполняются. Методом проб и ошибок мы сами дорабатываем элементы, повторяем их и вносим изменения. Мы сами взращиваем себе замену: тренируем, работаем как над собой, так и над ними», — рассказывает худрук.
Создание каждого номера — процесс небыстрый и многоэтапный. Сначала режиссёр пишет сценарий, затем его прорабатывает коллектив, и каждый может внести свои изменения и правки. Следующий этап — это выставление связок номеров, затем самих номеров. Обычно в процессе работы сценарий претерпевает изменения, потому что на бумаге он может быть описан одним образом, а в жизни выглядеть иначе. Но всё начинается с идеи, которая рождается в коллективе. И он, кстати, ежедневно тренируется, чтобы воплощать задумки в жизнь. Причём объём тренировок напрямую зависит от физического состояния артиста в конкретный момент. Да и в целом карьера циркача напрямую зависит от его здоровья.
«Я могу сказать, что работа в цирке — это, вполне возможно, не навсегда, поскольку во многих жанрах основой служит физическая подготовка. В 15 лет стоять на катушках — одно дело, а в сорок — совсем другое. Ну а плюсы… наверное, каждый сам для себя их определяет, но главное — это работа на сцене и взаимодействие со зрителем. Также плюсом можно назвать то, что работа у нас необычная, немонотонная», — считает Матвей Гаркавлюк.

Главное для любого артиста, уверен он, — харизма и отсутствие стеснительности. Это важно не только для работы с номерами по сценарию, но и для взаимодействия с коллегами. Группа, рассказывает худрук, иногда устраивает маленькие шалости и в конце сезона неожиданно выталкивает кого-нибудь на сцену. И тут главное — не стушеваться и не растеряться, ведь ты артист!
В труппе работают не только люди, но и животные, как полагается любому цирку. В «Вояже» есть собака, голуби и попугай.
«Мы хорошо о них заботимся: гуляем с ними, дрессируем, тренируем, и, естественно, кормим, так что живут они у нас в комфортных условиях. У них нет строгого расписания тренировок: захочет, например, сегодня собака работать — будет, не захочет — не будет», — рассказывает Матвей.
Он уверен, что в цирк будут продолжать ходить и в будущем, потому что деткам очень нравится такое зрелище, ведь им нужно яркое и красочное развлечение. Группа даёт представления и бесплатно. Худрук рассказывает, что самые благодарные, искренние и неизбалованные зрители — это дети из детских домов. Нет никого более признательного и душевного, чем они.

Пример Матвея Гаркавлюка ещё раз доказывает нам, что, несмотря на внешние препятствия и сложности, человек, влюблённый в своё дело, сможет превратить свою работу в праздник и подарить его зрителю!
Материал создан в партнёрстве с изданием «Вечерний Магадан»
