Есть профессии, а есть призвания, когда работа становится служением. Быть учителем — это алхимия духа, где каждый день превращает любопытство в знание, а семена таланта – в пышный сад достижений. Наш край, суровая и величественная Колыма, придаёт этому призванию особую глубину: здесь, среди дыхания сопок и снегов, именно они – наши педагоги – становятся несгибаемыми маяками, что ведут юные души сквозь бескрайние просторы познания. Они вдохновляют, оберегают, раскрывают двери в мир безграничных возможностей, становясь архитекторами завтрашнего дня и бережными садовниками детских мечтаний.
В Магаданской области живёт много педагогов «от Бога», истинных мастеров своего дела, беззаветно преданных детям и своей миссии. И в честь прошедшего Дня учителя мы бы хотели рассказать о некоторых из них.
ИНЖЕНЕР БУДУЩЕГО: ДИРЕКТОР КОНСТАНТИН ЗЕЛЕНСКИЙ И ЕГО ШКОЛА СМЫСЛОВ
В мире, где скорости диктуют свои правила и образование постоянно ищет новые формы, в Магаданской области существует место, где педагогический процесс не просто следует за временем, но и смело его опережает. Инженерная школа под чутким руководством директора Константина Зеленского – это пространство, где каждый день становится открытием, а каждый ученик – соавтором собственного будущего.
Константин Зеленский верит, что воспитание – это не свод запретов, а искусство создания условий для роста. Его подход к работе с учениками, нарушающими дисциплину, далёк от шаблонных нравоучений. Это «трудотерапия» – глубокое погружение в созидательный процесс. Вместо отчётов и монотонных объяснений, дети, попавшиеся за курением или драками, получают возможность через труд осознать ценность своего времени и выбора.
«Условно: прогулял урок — дежуришь в столовой на переменах. Попался с сигаретой — что-то посерьёзнее уже делаешь. Хочется такую систему выстроить, потому что разговоры постоянные о том, как это плохо, не приносят особого результата. По себе знаю. А когда ты за нарушение дежуришь в столовой, вместо того, чтобы каждую перемену с друзьями веселиться, это уже вынуждает ученика задумываться и самому решать, что ему выгоднее», — рассказывает Константин Зеленский.

Многие инициативы Инженерной школы рождены из личных воспоминаний и стремлений самого Константина – его школьного опыта и желания создать для детей такую среду, о которой он когда-то мог только мечтать. Так появились ставшие уже традицией спортивные матчи между учениками и учителями, стирающие границы и укрепляющие дух команды. Заработал школьный киноклуб, где дети не просто смотрят фильмы, но и обсуждают их, развивая критическое мышление. Всё это делает школу живым, дышащим организмом общения и открытий. И даже для педагогов здесь есть своя спортивная группа, где под руководством учителя физкультуры они находят силы и вдохновение для новых свершений.
Одна из самых глубоких инициатив — Клуб отцов. Это место, где папы учеников своим примером показывают, что значит быть настоящим мужчиной, делятся своими увлечениями и ценностями. Бесценная ступень в формировании правильного воспитания подрастающего поколения. Подробнее об этом можно прочитать в нашем материале – ЗДЕСЬ.
«Я очень надеюсь, что у нас появится какой-то костяк этого клуба, а в продолжение очень бы хотелось, чтобы поступила такая же инициатива от женщин. Чтобы был создан Клуб мам, которые проводят для девочек кулинарные мастер-классы или творческие. Хочется дать возможность людям, которые умеют что-то классно делать, реализоваться в школе, передать свои навыки и знания», – рассказывает Константин Зеленский.
ЯНА ФАНДЕЕВА – НАСТАВНИК С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ПРИЗНАНИЕМ
В плеяде талантливых педагогов Магаданской области ярко сияет имя Яны Фандеевой, учителя из колымского посёлка Ола. Яна Дмитриевна – не просто учитель, она – неутомимый двигатель прогресса и просвещения. Она активно представляет наш регион на разных конкурсах, в том числе и всероссийских. В этом году она стала послом Форума классных руководителей от Магаданской области, видя свою миссию в том, чтобы максимально информировать коллег обо всех возможностях и всероссийских мероприятиях, доступных им.

Яна Дмитриевна – уникальное сочетание глубоких научных знаний и безграничной любви к детям. Она – кандидат сельскохозяйственных наук, преподаёт химию и биологию в Ольской средней школе с 2011 года.
«Мы максимально стараемся в наше сообщество влить всё больше педагогов. На базе Ольской средней школы, на базе моего класса откроется геотехнологический класс. Это тоже возможность применить свои знания как кандидата сельскохозяйственных наук на практике и расширить горизонты у детей в сфере сельского хозяйства, а также возможность профориентации этих детей», – с горящими глазами рассказывает учитель.
У неё не просто уроки, а мост в будущее для её учеников. Её профессионализм и преданность делу не остаются незамеченными. В прошлом году Яна Фандеева представляла Колыму на конкурсе «Учитель года России — 2024» и стала победителем регионального этапа. А в 2023-м была очным участником Форума классных руководителей, откуда, по её словам, «остались неизгладимые впечатления». Но главное признание для неё – это не награды и дипломы, а любовь и уважение детей и их родителей. Яна Дмитриевна – опытный наставник, чьё имя произносится с теплом и благодарностью.
«Яна Дмитриевна, вы, большая молодец, спасибо вам за наших детей», — говорят ей папы и мамы учеников.
ПАВЕЛ КУНЦ – НАШ ФИНАЛИСТ «УЧИТЕЛЯ ГОДА РОССИИ — 2025»
Ещё одна гордость нашего края – Павел Кунц, талантливый учитель химии и биологии из школы Усть-Омчуга. Он представлял Магаданскую область среди лучших педагогов со всей России на конкурсе «Учитель года России – 2025». Его путь начался вовсе не на Севере. Павел Иванович родом из маленькой Аксенихи Новосибирской области. Химия и биология манили его со школьной скамьи.
«В школе мне нравились химия и биология, так что профессию выбрал, скорее, именно по интересам, – рассказывает он. – Но, как показывают 18 лет стажа, стать педагогом было верным решением. Возможно, где-то на подсознательном уровне сыграла роль и фигура учителей-мужчин в нашей школе, на которых мне хотелось равняться».

Павел Кунц вместе с супругой совершил смелый шаг, приехав на Колыму из Томска 12 лет назад. Шаг, о котором, по его словам, он ни разу не пожалел. В Магаданской области, где холодный климат компенсируется теплотой человеческих отношений, он нашёл не только работу, но и истинное призвание, и, что не менее важно, сплочённый коллектив.
Павел виртуозно применяет на занятиях интеллект-карты и искусственный интеллект. Эти методы педагог активно использует в своей повседневной практике, демонстрируя, как современные технологии могут сделать обучение увлекательнее и эффективнее.
«Работа с интеллект-картами очень многогранная и полезная для детей: здесь важно умение работать с текстом, выбирать главные мысли и структурировать информацию, – объясняет учитель. – Прочитали абзац – нужно выбрать ключевую фразу. И таким образом выстраивается интеллект-карта. Дети могут использовать всю свою креативность, изображая все так, как они это видят. Какого-то чёткого шаблона нет».

Павел Кунц — пример педагога, который, приехав в суровый край, сумел найти в нём своё призвание, свою команду и свой путь к вершинам мастерства. Его история — это живое доказательство того, что истинная педагогика процветает там, где есть любовь к детям, стремление к развитию и вера в силу коллективного труда.
КОЛЫМСКИЙ ТЫЛ: УЧИТЕЛЬ ТРУДА СВЕТЛАНА РЕПКА ШЬЕТ ДЛЯ ФРОНТА, ВДОХНОВЛЯЯ УЧЕНИКОВ
Учитель труда Магаданского областного центра образования № 1 Светлана Репка стала ярким примером для всего региона. Она не только прививает детям важные жизненные навыки шитья, но и организует в своей школе настоящий штаб помощи участникам специальной военной операции, привлекая к благородному делу учениц и коллег. За её плечами 27 лет педагогического стажа. Начинала Светлана Ивановна в школе после работы закройщиком, и первые годы, по её словам, были полны трудностей. Но ей удалось найти подход к каждому ребёнку, стать наставником, который учит не только машинным швам, но и тому, что умение шить «всегда накормит».
Павел Кунц — пример педагога, который, приехав в суровый край, сумел найти в нём своё призвание, свою команду и свой путь к вершинам мастерства. Его история — это живое доказательство того, что истинная педагогика процветает там, где есть любовь к детям, стремление к развитию и вера в силу коллективного труда.
КОЛЫМСКИЙ ТЫЛ: УЧИТЕЛЬ ТРУДА СВЕТЛАНА РЕПКА ШЬЕТ ДЛЯ ФРОНТА, ВДОХНОВЛЯЯ УЧЕНИКОВ
Учитель труда Магаданского областного центра образования № 1 Светлана Репка стала ярким примером для всего региона. Она не только прививает детям важные жизненные навыки шитья, но и организует в своей школе настоящий штаб помощи участникам специальной военной операции, привлекая к благородному делу учениц и коллег. За её плечами 27 лет педагогического стажа. Начинала Светлана Ивановна в школе после работы закройщиком, и первые годы, по её словам, были полны трудностей. Но ей удалось найти подход к каждому ребёнку, стать наставником, который учит не только машинным швам, но и тому, что умение шить «всегда накормит».

Под её руководством школьницы успешно осваивают основы ремесла, а кружок русской народной куклы недавно принёс им третье место на выставке. Но настоящая миссия Светланы Репка выходит за рамки школьных уроков. Уже более 10 лет, ещё с 2014 года, она активно занимается волонтёрством, помогая фронту. Сегодня, используя свой профессиональный опыт, Светлана Ивановна в свободное время шьёт для бойцов СВО, превращая обычный класс в мастерскую добра.
«Мы шьём балаклавы, наволочки, уже сшили около 200 балаклав. Дети с радостью это делают», — делится учитель, отмечая, что к работе подключаются и младшие, и старшие ученицы, и даже коллеги.
За свой самоотверженный труд Светлана Репка удостоена знака «За гуманизм и милосердие» от Донецкой Народной Республики. Её слова о том, что «очень жалко ребят» и желание работать в госпитале, если бы не возраст, говорят о глубине её сопереживания. Светлана Репка — это не просто педагог, это человек, который своим примером показывает, что настоящий тыл создаётся руками каждого, кто готов отдать часть себя ради общей Победы.

ИЗ ЮРИСТА В ПЕДАГОГИ: ИСТОРИЯ АЛЕКСАНДРЫ ПРОШКИНОЙ
В череде замечательных педагогов Колымы есть и те, кто пришёл к своему призванию не совсем традиционным путём. Александра Прошкина, ныне школьный учитель, а в прошлом – дипломированный юрист, стала ярким примером того, как жизненный опыт может обогатить педагогическую деятельность, делая её ещё более ценной и увлекательной. После 10 лет работы в юриспруденции и рождения ребёнка Александра почувствовала, что её сердце стремится к детям, к желанию передавать им не только знания, но и всю свою любовь. Несмотря на первоначальные сомнения и страх перед неизведанным, она сделала этот смелый шаг. И, как показало время, её юридическое прошлое стало не препятствием, а мощным фундаментом для новой карьеры.
«Моя профессия юриста сейчас мне помогает быть учителем. Во-первых, это коммуникабельность, открытость в общении с детьми, их родителями, коллегами. Здесь необходимо обладать аналитическими способностями, потому что наши дети видят это развитие и стремятся к такому учителю, который будет для них примером», — убеждена Александра.

Её опыт ведения диалогов, умение анализировать сложные ситуации и рассуждать о жизненных перипетиях делает её не просто предметником, а уникальным наставником. Дети с удовольствием общаются с ней, находя в ней мудрого собеседника, способного помочь разобраться в самых разных жизненных обстоятельствах. Школьный коллектив и руководство приняли Александру с распростёртыми объятиями, поверив в её потенциал и создав благоприятную среду для адаптации и профессионального роста.
Теперь Александра Прошкина твёрдо знает: она на своём месте. Её история – это вдохновляющий рассказ о том, что настоящая страсть к своему делу может расцвести в самых неожиданных областях, а приобретённые знания и опыт лишь усилят её блеск. И это ещё одно доказательство, что люди Колымы не боятся пробовать, искать и находить своё счастье.

ГОЛОС СЕВЕРА: СЕМЁН ГУБИЧАН – ХРАНИТЕЛЬ КОЛЫМСКИХ ТРАДИЦИЙ
В многогранном мире колымской педагогики есть и те, кто несёт в себе нечто гораздо большее, чем просто предметные знания – это хранители культурного кода, мост между прошлым и будущим. Именно таким по-настоящему важным человеком для молодёжи Ольского района стал Семён Губичан – педагог, писатель и поэт из посёлка Ола. Он удивительным образом совмещает преподавание математики – основного предмета, требующего строгой логики – с факультативными занятиями по эвенскому языку. Семён Губичан не просто учитель. Он подлинный знаток традиций и истории своего народа и теперь бережно передаёт эти сокровища новому поколению, словно нить, связующую века. Его миссия не ограничивается стенами школы. Семён активно ведёт собственный блог, в котором рассказывает об уникальной оленеводческой жизни, её быте и особенностях, а также о завораживающей природе Колымы.

Под его руководством воспитанники ольской школы успешно занимаются национальными видами спорта, участвуют в соревнованиях, сохраняя и развивая физическое наследие предков. Кроме того, Семён — талантливый поэт и рассказчик, он пишет как на русском, так и на эвенском языках. Его литературные заслуги отмечены дипломом престижной премии им. Юрия Рытхэу, а стихи вошли в антологию современной эвенской поэзии.
«Мне было бы стыдно говорить, что я эвен, не зная родного языка. И я хотел бы донести до каждого человека, не только для эвенов, а для всех представителей разных народов, что знать свой язык — это очень круто. Это посыл для молодёжи. Это не только круто, но и надо, чтобы сохранить наши народы, потому что без языка человек уже не имеет национальности», — делится Семён.
В 2016 году он стал победителем областного конкурса «Педагог года» в номинации «Лучший учитель родного языка», а сегодня уже сам занимает место в жюри подобных профессиональных состязаний, оценивая коллег. За объективную оценку мастерства участников регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы — 2025» Семён Губичан недавно получил благодарность от Министерства образования Магаданской области. Его путь – это путь не только к личному успеху, но и к сохранению бесценного культурного наследия Колымы, делая его маяком и настоящим примером для подрастающего поколения.

ПОДДЕРЖКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Важность миссии педагога отлично понимают власти Колымы, поэтому им здесь оказывают всестороннюю поддержку. Так, с 1 сентября в регионе в 7,1 и в 5,9 раза увеличили ежемесячные выплаты за первую и высшую квалификационную категорию. Также для учителей области предусмотрены выплаты и программы поддержки: доплаты за классное руководство, молодым специалистам, отдельная программа для учителей, которые готовы переехать в сельскую местность — «Земский учитель» и ряд других.
«Работа колымских учителей — это самоотверженный труд, который требует большого терпения, огромной энергии и любви. Достойные результаты колымских учеников на олимпиадах и конкурсах — отличное свидетельство высокого уровня вашей работы. Поистине, бесценны ваш профессионализм, душевный и мудрый подход к воспитанию и обучению наших детей. От вас зависят судьбы молодого поколения не только Магаданской области, но и всей России», — отмечал губернатор Магаданской области Сергей Носов.
Помимо финансовой поддержки, регион расширяет и материальную базу. На Колыме постоянно обновляются действующие образовательные учреждения, и, что особенно важно, строятся новые. Только за последние три года появились три современные школы: две в Магадане, общей вместимостью до 600 учеников, и масштабная школа на 825 мест в посёлке Ола.
Меняются и существующие школы. В рамках федерального проекта «Развитие образования» и других госпрограмм, только в прошлом году капитально отремонтированы и оснащены по последнему слову техники пять школ, реконструирован учебно-лабораторный корпус Магаданского политехнического техникума. А в этом году, с 1 сентября, в 8 школах области заработали 20 профильных классов, предлагая уникальные возможности в медицине, гвардейском деле, спорте, инженерии, агротехнологиях, МЧС и даже психолого-педагогическом направлении. Новый национальный проект «Молодёжь и дети» уже преобразил колымскую столицу, обеспечив ремонт школ № 28 и № 23, закупив звуковое оборудование, спортивный инвентарь, новую мебель и наглядные пособия. Все эти масштабные шаги — свидетельство твёрдой уверенности Колымы в своих педагогах и дальновидной стратегии: инвестируя в образование, мы инвестируем в своё будущее, в людей, которые будут строить и развивать этот уникальный, непоколебимый край.
Важность профессии учителя отмечает и глава государства Владимир Путин. Он уверен, что выбор быть педагогом, учителем и наставником очень важен и почётен.
«Это благородный выбор и очень важный для страны, для общества. Важный, потому что в этот вид деятельности приходят неравнодушные люди, которые выбор свой делают по призванию», — говорит Владимир Путин.
Редакция «ЛюдиКолымы» выражает безграничную благодарность всем колымским педагогам. Спасибо за ваше терпение, мудрость, за каждую искру света, которую вы зажигаете в юных сердцах, и за преданность выбранному пути. Пусть искренняя благодарность учеников, их успехи и всесторонняя поддержка региона всегда будут вашим надёжным тылом и источником вдохновения. От всей души желаем крепкого здоровья, неиссякаемой энергии, новых профессиональных свершений и радости от каждого дня, проведённого в кругу благодарных учеников и коллег.






