В чём особенность северного человека, почему образование не ограничивается дипломом, и как зарождается любовь к литературе. Обо всём этом рассказала в интервью педагог, поэт, филолог Елена Михайловна Гоголева.
Первое, что притягивает взгляд, в квартире Елены Михайловны — стеллажи с книгами во всю стену. Как отмечает хозяйка, основная часть изданий её, но есть и книги мамы. Литературу в семье любили и любят все, а Елена Гоголева является продолжателем целой династии педагогов. Как отмечает сама, общий педагогический стаж рода — более 400 лет!
На Колыме родилась, а мама приехала сюда в 1945 году. Здесь и повстречала отца.
«Мама приехала в 1945 году в составе 2 тысяч девушек-комсомолок. Этот призыв объяснялся простыми демографическими причинами: на Колыме в то время было очень много мужчин и не хватало девушек», — рассказывает Елена Михайловна. — «Мама всегда вспоминала юмористическую ситуацию, когда с парохода „Феликс Дзержинский“ их везли: по обочинам стояли мужчины со сберкнижками. Показывали, что работа есть и деньги. Через буквально несколько месяцев большинство вышло замуж, как и моя мама».
На то время у мамы Елены — Веры Ефимовны уже было педагогическое образование, поэтому работать она хотела в школе. И такая возможность появилась — открылось место в первой магаданской школе.
Родилась Елена Гоголева в 1946 году, с самого раннего детства начала проявлять интерес к литературе, позднее — писать стихи. Первая публикация в газете состоялась в 1961 году. На создание произведения вдохновил полёт Юрия Гагарина в космос. Как отмечает Елена Михайловна, в тот год вся страна разразилась стихами, и она в том числе. Оно и понятно, впервые за историю человечества мы покорили космос! Стих напечатали в главной газете Ягоднинского района. Родители начинания дочки поддерживали и понимали. Вслед за стихами творчество проявлялось в школьной, студенческой жизни. Начались капустники, концерты, частушки.
Но любовь к литературе всё же начиналась с прозы.
«В четвёртом классе освоила „Тихий Дон“, „Войну и мир“ позже. Конечно, не всё понимала, но стилистическое великолепие фраз останавливает, завораживает, а с годами, когда начали профессионально разбирать тексты, понимание и глубина только увеличились. Процесс постижения литературы — непрерывный. До конца жизни я буду находиться в положении ученицы», — отмечает Елена.
В доме всегда была своя библиотека, которая разрасталась с годами. А начиналась она с четырёхтомника Лермонтова от 1947 года.
«Первым поэтом, которого полюбила, был Лермонтов. Только потом поняла, что для меня важнее Пушкин. Но эта книга 1947 года была в основе, она определила интерес к поэзии», — говорит Елена Михайловна.
В нынешней библиотеке Елены Гоголевой отдельное место занимает переводная поэзия, которую она с теплотой и гордостью демонстрирует. Прелесть изданий в вариативности переводов. Стих на французском или английском представлен в нескольких интерпретациях, и в совокупности этих текстов можно понять глубину произведения, сопоставить и понять, как много способов изъясняться есть в этом мире.
Пожалуй, каждый колымчанин, если и не был лично, то слышал о публичных лекциях, которые проводит Елена Михайловна в областной библиотеке. Это цикл из трёх частей. Начинали с темы русской литературы, следом в этот цикл добавили зарубежную. Следующий — русская лингвистика. А самый поздний — мировая художественная культура.
Отдельная любовь для Елены Михайловны — театр.
«Если человек не понимает, что такое театр, то у него нет образования. Моя мама привела меня в магаданский театр, когда мне было 5 лет. Но это был театр особой формации, в нём работали, как привило, люди так или иначе соприкоснувшиеся с лагерями. Уровень сценический всего абсолютно был очень высокий. Когда я приехала в Москву и пошла в театр, я поняла, что Магадан приготовил меня к театральной культуре Москвы. Считаю, если филолог не имеет никакого отношения к театру, то он ещё не филолог. Образование — это не документ, это значит, что ты образован. Это некая гармонизированная целостность. И этой целостности — образования у многих нет», — отмечает педагог.
Преподавать историю родного края и культуру нужно с детского сада, считает Елена Гоголева. И добавляет, что существует два типа мышления — обыденное и концептуальное. Обыденным обладают все, но здесь нужно иметь в виду, что плюсы и минусы аудитории не могут быть познаны в течение одного урока или даже курса. Они нуждаются в опыте жизни. Поэтому важно, чтобы о родном крае рассказывал человек, этим опытом обладающий. И не только рассказывал, но и показывал. Важная часть познания и понимания Севера — это простые прогулки по окрестностям, изучение природы.
Тут же Елена Михайловна вспоминает своё детство и познание Магадана. Во многом, оно связано с отцом. С детства, вспоминает, ходили на прогулки, рассматривали ягоды и растения. И даже стрелять училась, будучи ещё шестилетней девочкой. Как говорил отец, северный человек должен быть готов действовать в этой среде. Сам был охотником и рыбаком, а в выходные из Магадана в Олу к семье добирался на лыжах.
«Это другое понимание. И именно от родителей у меня понимание, что у нас в Магаданской области 5 видов корюшки. А у большинства людей его нет. И это настолько меня раздражало, особенно в Москве. Была у меня шапка с длинными ушами, называлась «магаданка». И я её не сдавала в гардероб, она ходила по студентам, все надевали. И потом с горящими глазами спрашивали: «Ты с Севера»?, — вспоминает Елена.
А после задавали вопросы про золото и медведей и на слово верили тому, что, выходя из дома, можно запросто встретить медведя, а золото буквально лежит под ногами, но за мелкими самородками колымчанам лень наклоняться.
«И это непонимание Севера настолько глобальное, что у меня оно вылилось в серию баек. Я их на лекциях рассказываю — реальные случаи, как воспринимают наш Север. Поэтому нужно с раннего детства объяснять простые вещи, как выглядит багульник, мох, малина. И ножками ходить. Нас в детском саду выводили на прогулку и вели на сопочку, сейчас же воспитывают в таком „марлевом“ окружении. Чтобы ребёнок куда-то поехал, нужно написать 20 бумаг. Нет походов, а наши все ходили в походы и действительно изучали окрестности», — добавляет она.
В одном из стихотворений Елены Гоголевой о нашем крае есть строчки: «Здесь жить тяжелее и проще». Автор поясняет, что на нашей территории круги власти ближе, видишь её структуру. И добавляет, что можно жить в Москве и никогда не видеть мэра, а здесь всех видишь, что-то вместе делаешь.
«Сама дистанция между людьми другая. Она более человеческая, короткая и более простая. Ты видишь власть, её плюсы и минусы», — говорит Елена.
А после вспоминает историю, подтверждая слова о привычности и важности этой короткой дистанции для человека северного, о том, как Президент России Владимир Путин пожал ей руку.
«Мы находимся на инаугурации. Георгиевский зал Кремля, очень красивый, по центру — дорожка, вокруг — толпы известных людей. И идёт по этой дорожке Путин, и ему начинают протягивать руки и пожимать. Я говорю подруге: „Таня, а чего мы стоим“! Протискиваюсь вперёд, и когда он доходит до меня, громко говорю: А Магадану-то руку пожать! Пожал», — вспоминает и улыбается Елена.
Ещё одна важная составляющая того-самого образования, о котором говорила Елена Михайловна — это музыка. И зрительское музыкальное образование филолог и педагог получили, как сама отмечает, по радио.
«Не было телевизора, зато было прекрасное по звуку радио. У меня дома был рижский приёмник, а это очень хорошо сделанный в дереве звук. Когда включаете, не теряется ни один обертон. Было такое явление, как театр у микрофона, многие вещи читали и играли, и ты имел возможность слушать. А это большое искусство — нужно потрясающе владеть голосом, чтобы передать», — говорит Елена Гоголева. «Сейчас любимая музыка барочная, также русское люблю, итальянскую оперу. Виолончель, скрипку, фортепиано. Театр, литература и филармония — это очень важно, это и есть целостное образование».
Но для того чтобы это образование получить, иметь полную картину и представление, важно посещать культурные столицы, расширять кругозор. Это рекомендует нашим школьникам педагог, отвечая на вопрос об особенности северного человека.
«Особенность северного человека в том, что он воспитывается в среде, где влияют несколько факторов. Как правило, его родители умели рискнуть, покинуть свои территории и приехать сюда. Рядовой человек этого не делает, значит, в родителях уже был какой-то первооткрывательский, землепроходческий дар. Второе — наш человек, окончив здесь школу, готов рискнуть, поехав в любой другой город страны. Потому что его воспитывали иначе, потому что он с детства знает, что такое самолёт. Вы не представляете, сколько моих однокурсников в Москве никогда не пользовались самолётом. Это же сужает мир. А нашего ребёнка и одного отправляли к родственникам „на материк“, и с родителями ездил, и он понимал, что может оказаться в другой климатической среде. Кроме того, геофизики считают, что мы живём в зоне довольно позднего формирования. И, соответственно, здесь более активная сама зона. Мне симпатична теория, что это энергетически влияет на людей. В чём это проявляется: средний магаданский школьник говорит быстрее, чем рязанский или московский, а значит, быстрее мыслит, а значит, он больше готов к этой жизни. Это другие горизонты, это другое устройство мира и взгляд на него. Более чёткое представление о разнице культур, климатов, национальностей свойственно северному человеку. Гордитесь, что вам дали этот замес. Где вы потом будете неважно. Я убеждена, что магаданский школьник, даже если здесь окончит вуз, должен на несколько лет выехать в крупный культурный центр. Он должен уметь сравнивать», — заключает Елена Михайловна.
Материал создан в партнерстве с Организацией работников культуры региона