Госдума в первом чтении одобрила законопроект о защите россиян от навязывания услуг. Предлагать людям дополнительные платные товары и услуги можно будет только с их согласия. А на их навязывание до заключения договора о приобретении основных товаров установят запрет.
Также закон позволит исключить проставление автоматических отметок о согласии на покупку. Если покупатель выяснит, что это было сделано, он сможет потребовать возврата денег.
Как рассказал спикер Госдумы Вячеслав Володин, чаще всего такое навязывание происходит при приобретении авиа- и железнодорожных билетов дистанционным способом. Люди даже не замечают, как автоматически им предоставляют дополнительные платные услуги в виде страхования, смс-оповещения и т.д. Ещё один распространённый способ навязывания – замена положенных по полису обязательного медицинского страхования услуг на платные. Причём более 40% опрошенных россиян подтвердили, что оказывались в подобной ситуации.
«Важно сделать все, чтобы защитить граждан от излишних трат, заключения договоров на невыгодных для них условиях, манипулирования, а в отдельных случаях – угроз и шантажа», – отметил председатель Госдумы Вячеслав Володин.
Кроме того, Роспотребнадзор рассмотрит возможность сокращения срока возврата денежных средств до трех дней потребителям, которые решили вернуть деньги в случае навязывания им товаров и услуг. Такую поправку ведомство планирует внести ко второму чтению, сообщила на заседании Госдумы глава Роспотребнадзора Анна Попова. Она также отметила, что законопроект будет распространяться на все услуги и товары, в том числе и на те, что оказывают медицинские организации.
