Историю капитана парохода «Феликс Дзержинский» Павла Фёдорова, отметившего день рождения Магаданского морского порта, будучи капитаном первого судна, вставшего в нём на разгрузку, читайте за пять минут на страницах интернет-журнала «Люди Колымы». Рассказываем вместе с «КолымаСтори».
Павел Илларионович Фёдоров родился 10 сентября 1899 года в городе Скадов Херсонской области в семье служащего. Отец — Фёдоров Илларион Кузьмич служил в главной Портовой конторе завхозом, мать была домохозяйкой.
В 1914 году Фёдоров окончив городское училище поступил в главную Портовую контору учеником табельщика портовых мастерских, после работал конторщиком. В 1916 году поступил матросом второго класса на транспорт 105 Черноморской Транспортной Военной флотилии, где работал до апреля 1918 года. Окончил Алешковское мореходное училище, а после добровольцем ушёл в Красную Армию, был переведён в Черноморский Военный флот матросом 1 статьи.
В 1922 году после демобилизации поступил на работу матросом в Черноморское пароходство в Одессе, ходил на парусном судне «Желание», а после в рабочем вечернем морском техникуме получил специальность — штурман дальнего плавания и стал помощником капитана.
В 1929 году будучи третьим помощником капитана на пароходе «Теодор Нетте» с передачей этого судна Дальневосточному пароходству ушёл во Владивосток. С этого времени он начал работать в дальневосточном Госморпароходстве на том же самом судне. С 1930 года стал старшим помощником. За несколько дней до прихода парохода «Теодор Нетте» в сентябре 1930 года с семью тысячами тонн груза на борту над бухтой Нагаева пронёсся ураган и сломал все береговые постройки, потопил баржи и катера. Начать разгрузку было невозможно. Наскоро построенный временный пирс просуществовал недолго — штормовой ветер его разрушил, пришлось осуществлять выгрузку прямо на лёд. В нечеловеческих условиях люди, выбиваясь из сил, продолжали работать. Разгрузку парохода пришлось производить на лёд…
Далее Павел Илларионович работал капитаном «Теодор Нетте», был старшим помощником на пароходе «Давыдов», капитаном «Анадыря» и первым помощником капитана парохода «Совет».
Для накопления опыта и знаний плавания в ледовых условиях и эксплуатации в 1932 году участвовал в переходе на остров Врангеля на пароходе «Совет».
С июня 1933 года был капитаном парохода «Уэллен». В 1933 году Наркомводом был назначен на «Уэллен» и сделал переход из Одессы до бухты Нагаево в должности капитана корабля с грузом для Дальстроя. С этого времени продолжал работать на этом пароходе на линии Владивосток — бухта Нагаево. К концу 1933 года в бухте Нагаево были построены два ряжевых причала, и первым 6 декабря 1933 года к берегу встал под разгрузку пароход «Уэлен». Именно эту дату считают официальным днём рождения Магаданского порта.

До 1936 выполнял особые ледовые рейсы без ледокола при плавании в Охотском море.
С 20 марта 1936 года назначен на должность морского инспектора управления пароходства. Проработал на этой должности до ноября 1936 года.
В сентябре уволился в очередной отпуск и по запросу был временно откомандирован в распоряжение Дальстроя для приёма и перегона купленных судов для Дальстроя за границей в должности капитана. В декабре 1936 года выехал в Лондон, где принял пароход «Феликс Дзержинский» (бывший «Николай Ежов»). Под его руководством был осуществлён переход в Амстердам, где пароход был поставлен на модернизацию и ремонт для переделки из кабельного суда в товаро-пассажирский. Всё переоборудование было возложено на капитана Павла Фёдорова. Это задание было выполнено, и в мае 1937 года после окончания ремонта пароход прибыл в Одессу, для приёма груза и перевозки его в бухту Нагаева для Дальстроя.
По прибытии в Одессу судно было принято Правительственной комиссией из Москвы и Центральным Морским Регистром СССР с отличной оценкой о выполнении модернизации судна. Модернизационный ремонт «Феликс Дзержинский» и переход Амстердам — бухта Нагаева дало Фёдорову возможность проверить свои знания как молодому специалисту. Прибыв в бухту Нагаева в июле он продолжил ходить на пароходе «Феликс Дзержинский» в должности капитана на линии Владивосток — бухта Нагаева. Хочется сказать и о том, что пароход «Феликс Дзержинский» был флагманом Дальстроя — и быть его капитаном было особой честью и ответственностью.

Павел Илларионович Фёдоров, по данным личной карточки из архива ОУЦ СВЗ, стал работать в Дальстрое с 11 ноября 1936 года. И практически сразу по направлению Э. П. Берзина был командирован в Англию для приёмки будущего флагмана. 6 января 1937 года в присутствии советского консула на судне был поднят Государственный флаг СССР. После переоборудования, сделанного в Амстердаме, пароход вокруг Европы отправился в Одессу, оттуда вышел 27 мая и за 51 ходовые сутки с заходом в Порт-Саид и Сингапур прибыл в Нагаево. Встречали его с духовым оркестром, первым по трапу поднялся сам Берзин. За полгода было сделано восемь рейсов — от порта Нагаево до Владивостока «Феликс Дзержинский» ходил за четверо суток, другим судам требовалась неделя и больше (Волков Г. «Капитан дальнего плавания Павел Фёдоров», Магаданский комсомолец, 1988, 23, 30 июля).
В ноябре 1937 года капитан был арестован и в 1940 году был осуждён Московским Особым Совещанием по литере КРД сроком на пять лет по доносу. Отбывал срок на Колыме, был освобождён 23 декабря 1944 года. Ещё нереабилитированного капитана Фёдорова назначили начальником экспедиции местного, то есть малокаботажного, флота. Жил он на квартире у своего приятеля по фамилии Болдырев. Дочь Болдырева Мария стала его женой. Несмотря на разницу в возрасте: ей — 20, ему — 45, семья была дружная, родилась дочь Нина.
Имея специальность судоводителя и звание капитана дальнего плавания, а также имея опыт работы на Дальнем Севере Павел Фёдоров поступил на работу в Управление Нагаевского морского порта на должность начальника эксплуатации местного флота и с апреля 1946 года был переведён на должность начальника отдела эксплуатации Управления морского пароходства Дальстроя. За это время он участвовал в создании кадров моряков и специалистов, передавая им свой опыт и знания.
Павел Илларионович Фёдоров был реабилитирован 21 марта 1956-го. После реабилитации Фёдоров потребовал, чтобы его вернули туда, откуда взяли, и до конца 1956 года снова был капитаном парохода «Феликс Дзержинский». От него пароход принял П.С. Чигорь, чтобы через девять месяцев перейти вместе с ним в Дальневосточное пароходство.
Судя по всему, жил П. И. Фёдоров в Магадане до пенсии, до начала 60-х, тогда семья переехала в Херсон.
За свою трудовую деятельность и заслуги Фёдоров Павел Илларионович неоднократно был отмечен грамотами и наградами.
В 1974 году буксир-кантовщик Нагаевского морского порта был назван «Капитан Фёдоров» в честь капитана П. И. Фёдорова.

