С 2023 года в колымском посёлке Усть-Омчуг работает театральная студия «Театрум». Её воспитанники уже не раз демонстрировали свои работы на конкурсах различного уровня, занимая призовые места, а её основатель заявил о талантах Усть-Омчуга на всю страну, став сценаристом фильма «Вахтовик». О творчестве, возможностях и победах колымчан в интервью «Люди Колымы» рассказал руководитель театральной студии «Театрум» Сергей Корнеев.
— Сергей, знаем, что вы не коренной житель Усть-Омчуга, а как и почему вы переехали в посёлок?
— В 2021 году мне поступило предложение приехать поработать в Центр досуга и народного творчества Усть-Омчуга, где освободилась должность режиссёра, и я решил себя попробовать в этой роли. До этого я работал в Магаданском музыкальном и драматическом театре артистом драмы высшей категории. Окончил наш магаданский колледж искусств, первое образование — режиссёр-постановщик массовых представлений, второе образование получил в Ярославском государственном театральном институте — артист драматического театра и кино.
И вот, по приглашению главы Тенькинского муниципального округа Дениса Анатольевича Ревуцкого я приехал в посёлок Усть-Омчуг работать.
— После работы в магаданском театре не было волнительно начинать карьеру в новом месте и на новой должности? Помните свои первые впечатления от Усть-Омчуга?
— Помню, как сейчас. Приехал я сюда 26 ноября с одним чемоданом. Вышел: на улице −47, туман, холод. Заболел, поднялась температура, и я уехал обратно в город, хотя на работу должен был выйти на следующий день. Когда вернулся в Магадан, честно, думал о том, правильно ли я поступаю, нужно ли мне вообще в Усть-Омчуг. Но всё же вернулся, приступил к работе, бросив самому себе вызов: а смогу ли я в посёлке реализоваться. И знаете, сейчас понимаю, что всё зависит только от того, насколько ты сам горишь каким-либо занятием. Если это есть, то всё остальное получится.
— Как создавалась театральная студия «Театрум»?
— Студия появилась в 2023 году. Моя основная деятельность на новом месте работы заключалась в организации мероприятий, начиная от музыкальных фонограмм, световой партитуры, видео, сопровождения, афиши всего, всего, всего на свете.
Но естественно, как и в любом другом населённом пункте, большой акцент делается на молодёжь, на детей, потому что они — наше будущее. Была поставлена задача — познакомить ребят с театральной деятельностью. Мне самому было интересно, насколько я смогу как педагог, как организатор заинтересовать, выстроить процесс.
И вот, в феврале 2023 года я сделал видеоролик с приглашением, афишу, сходил в школу и пригласил ребят в театральную студию. Пришли дети от 6 до 15 лет. Нам выделили оборудованное пространство, где мы будем заниматься, и мы начали творить.

— Как до появления вашей студии в посёлке развивалось театральное направление?
— Насколько мне известно, раньше не делали большой акцент именно на театральное направление. Когда я приехал сюда, поначалу, конечно, было тяжеловато, потому что я стал думать, как всё это обустроить. Но у меня было и есть сейчас огромное желание развиваться, познавать что-то новое. Это некий творческий эксперимент, который до сих пор продолжается.
Мне было интересно, насколько хватит моих сил, насколько я смогу. Всё-таки в театре, где я был артистом, я знал, что у меня есть роль, есть текст, нужно сыграть. Я знал свою задачу, а здесь моя задача была очень размытая, начиная от организации мероприятий, заканчивая работой с детьми.
В первую очередь мне нужен был кабинет для студии, обязательно чёрный. Нам его предоставили, покрасили, докупили необходимую мебель, свет, звук. Все идут навстречу и готовы помогать.

Есть выражение, что театр начинается с вешалки. А театральная студия — с дисциплины. Вот прямо с кабинета: это не то пространство, где стоят шикарные диваны, кресла, зеркала, цветомузыка и так далее, а помещение, которое само по себе тебя подталкивает на работу.
— Как выстраиваться работа в рамках студии?
— Театральная студия — это не только поставить спектакль, это в первую очередь работа с зажимами. Разновозрастная аудитория, друг друга не знают, стесняются, и нужно как-то сделать так, чтобы детям было это интересно, чтобы они взаимодействовали, были заинтересованы.
Мне очень нравилось всегда фантазировать, придумывать, писать сценарии, мини-сказки, зарисовки, стихотворения. Но я никогда не выносил это в массы. Я тут думаю, попробую, напишу спектакль. Одной из первых работ был авторский спектакль «Судьбы, опалённые войной». Он про трёх девочек и ветерана войны, который уже в наши дни рассказывает о тех событиях, которые были тогда. Мы поставили этот спектакль и показали в Усть-Омчуге, людям он понравился.
После успеха спектакля я продолжил развиваться в этом направлении и писать сценарии. И когда я пишу, у меня параллельно в голове возникают все эти фантазии, мысли: какой костюм, какая здесь музыка должна быть, какой здесь свет. Так прорисовывается полная картина, которую мы воплощаем на сцене.

— Знаем, что ребят из «Театрума» знают уже далеко за пределами посёлка. Поделитесь вашими успехами?
— Первый наш опыт участия в конкурсе был в первый же год. Я подготовил участницу нашей театральной студии, и мы отправили видео на конкурс «Живое слово о войне». Потом приехали в Магадан, показали, и в нашей возрастной категории Варвара заняла первое место. Это была первая победа.
Дальше мы принимали участие в VII Международном многожанровом конкурсе «Российский Берег. Зима». Там стали лауреатами первой степени со спектаклем «Судьбы, опалённой войной». Потом отправляли запись спектакля на всероссийский профессиональный педагогический конкурс школьных театров в рамках всероссийского проекта «Школьная классика» и заняли первое место в номинации «Литературно-музыкальная пластическая композиция» по сценарию, посвящённому подвигу Советского солдата в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.
Следом отправили работу на Всероссийский конкурс художественного чтения в город Киров, где получили диплом первой степени.
Не всегда есть возможность выехать, поэтому стараемся по возможности на конкурсы направлять видео.
— Каково работать с детьми? Талантливые на Колыме ребята?
— В каких-то моментах они меня учат, где-то я их учу. Происходит обратная связь, химия, когда мы делаем всё вместе одно большое дело.

У нас безумно талантливые дети, и я всё больше и больше в этом убеждаюсь. Глядя на них сейчас, вижу, насколько всё-таки меняется поколение, насколько они быстрее думают, вникают.
Они предлагают, фантазируют, вносят свои идеи, что для меня очень важно. Когда я пишу сценарий, я приношу его детям и спрашиваю их мнение. Выслушав их предложения, добавляю их в сценарий. И если у нас происходит совместная работа, я обязательно указываю, что сценарий написан в полном сотрудничестве с детьми.
Я понимаю, что на мне ответственность, что родители мне доверяют, я вкладываю в детей, и это заставляет меня брать и делать. Но самое важное — я это очень сильно люблю. Я занимаюсь любимым делом, и в этом плане я счастливый человек.

— Помимо театра, вы попробовали себя и в кино в качестве сценариста. Расскажите, пожалуйста, об этом опыте.
— В 2024 году я принял участие во Всероссийском конкурсе «АртМастерс Регионы», где я стал автором сценария короткометражного фильма «Вахтовик».
Прошёл отбор среди сценаристов Дальневосточного федерального округа (ДФО). До этого я никогда в жизни не писал сценарии к кино, я писал либо зарисовки, либо сценарии к небольшим литературно-музыкальным композициям или спектаклям. Когда столкнулся непосредственно с этим конкурсом, прислал на отборочный этап свой материал, и эксперты сказали, что у меня не сценарий, а театральная пьеса и нужно доработать. Я стал в это всё погружаться, изучать. Отредактировал и отправил на второй этап, потом ещё были доработки, но в итоге мой сценарий победил. Сформировали команду и отправили нас в Якутск снимать фильм.
И 21 день в жутком холоде мы это всё снимали. Сами все укутанные, камера укутанная. Хорошо, что фильм у нас был короткометражный — 15 минут.
Отсняли, поехали в Москву защищать во ВГИК. Свои работы показывали семь регионов, и выиграл наш фильм.

Сейчас он находится в свободном доступе в онлайн-кинотеатре, его можно посмотреть. И в описании указано, что сценарист из посёлка Усть-Омчуг Магаданской области. К чему я это: нет ничего невозможного, было бы желание, и неважно, в какой точке нашей большой страны ты находишься.
Даже из небольшого посёлка можно заявить о себе.
— Сравнивая опыт, кино или театр ближе?
— Я бы хотел попробовать себя в качестве артиста в кино. Это моя личная мечта. Но сравнивая, как съёмочный процесс кино происходит с работой в театре, я понимаю, что театр — это жизнь, это энергия. Безусловно, я выбираю театр, где всё происходит здесь и сейчас. Где моя слеза или улыбка не смонтированы несколько раз, а эмоции живые и настоящие.
— А есть ли мечта, связанная с театральной студией?
— На самом деле, у нас мечта может в ближайшее время реализоваться. Нахожусь в постоянном контакте с главой округа и пишу сейчас новый материал, посвящённый 80-летию Победы. Это новый формат, где будут заняты дети до 12 лет. Помимо текста, всё-таки стараюсь в детей вложить именно актёрский навык, чтобы ребёнок смог, насколько возможно для его возраста, передать ту мысль, которая заложена в сценарии.

Я бы очень хотел, чтобы у нас получилось выехать в центральные регионы страны и показать, что есть такой посёлок Усть-Омчуг, есть такие замечательные колымские дети, что они талантливые, и познакомить других с нашей северной колымской культурой. Даже не обязательно, чтобы это был конкурс, а просто детям показать, познакомить с единомышленниками, вселить уверенность, чтобы они увидели, насколько нам, взрослым, это важно и что и они сами могут создавать свою летопись побед.
Когда после наших спектаклей я слышу овации, когда родители плачут, подходят, благодарят, наверное, вот это самое дорогое, что может быть для педагога. Поэтому будем стараться, выезжать и показывать себя.
