Об археологии, понимании истории, ценных находках и потасовке с медведем во время полевых работ рассказал в интервью Александр Орехов — историк и археолог, доктор исторических наук, директор Магаданского областного краеведческого музея.
«Ту или иную историческую эпоху можно не столько изучить, сколько понять, погружаясь в неё», — говорит Александр Александрович, приводя в пример подход французской школы Анналов. И добавляет, что главный вопрос, который необходимо задавать себе, знакомясь с теми или иными историческими событиями: «Почему?».
Такой подход к обучению — переход на уровень менталитета, мышления людей того периода, того времени, позволяет не просто запоминать даты и факты, а размышлять о мотивах. Этому Александр Александрович всегда учил своих студентов, а сейчас — слушателей лекций.
Когда узнаёшь, что знакомство с той или иной эпохой пройдёт в компании доктора исторических наук, ощущаешь некое волнение — всё-таки такой статус задаёт определённый уровень лекции. Но Александр Александрович уверяет, что переживать не стоит, и отмечает: «Учёная степень — не пьедестал, а попросту признание того, что в своей сфере ты сделал что-то полезное для общества».
Историк подчеркивает, что написание кандидатской — это прежде всего способ поделиться с миром знаниями. Ведь если человек проводит исследование и не делится результатами, которые будут полезны обществу, то какой в этом смысл?
В то же время к тем знаниям, которыми доктор наук делится с учениками, требования высокие. По мнению историка с 45-летним опытом работы в системе высшего образования, у преподавателя нет права на ошибку.
«Преподаватель не имеет права давать неправильную, ложную информацию студентам. Он лично отвечает за это. Кроме того, функция преподавателя — не загрузить сознание, это не камера хранения, которую надо заполнить знаниями, а научить человека понимать окружающий мир, его анализировать, искать информацию, искать ответы на вопросы», — делится Александр Орехов.
Сам же Александр Александрович начал анализировать мир и искать ответы с самого детства. И искал он их в книгах. Много времени проводил в библиотеке, где с удовольствием читал о первобытных людях. А когда вышла в свет серия книг «Жизнь замечательных людей», один из томов определил для тогдашнего школьника главную страсть — археологию. Это была книга о немецком археологе Генрихе Шлимане.
«В 5 классе я уже бредил о том, чтобы стать археологом, участвовать в раскопках. Но судьба сложилась так, что получить специальное образование для занятий археологией я так и не смог, потому что в то время археологов готовили только три учебных заведения, а выехать из города у меня возможности не было», — рассказывает он.

Александр Орехов поступил в наш магаданский тогда ещё пединститут и, как говорит сам, не пожалел. Там студенту удалось встретиться с выдающимися исследователями. Так совпало, что в тот период в Магадан приехала из Москвы группа учёных-преподавателей. Один из них — Валерий Александрович Тишков. Сейчас — один из ведущих этнологов, а тогда — учитель и руководитель дипломной работы Александра Александровича. Археологию студент изучал под руководством Николая Николаевича Дикова, но познакомил с наукой его вовсе не учёный, а супруга преподавателя Тамара Митрофановна, которая читала в институте курс археологии.
«Она необычно, очень интересно преподавала различные исторические памятники. И зачёт был с иллюстрацией предметов — нужно было определить, с какого археологического памятника комплекс, и что ты можешь рассказать о нём интересного. Мне повезло — попались скифы. Я начал рассказывать, она долго слушала и сказала: „Молодой человек, мне кажется, что вот у вас мышление очень подходит для учёного. Вы кем собираете стать“? Я ответил, что хотел бы заниматься исследованием, быть археологом. И она познакомила меня со своим мужем. Так, я оказался в археологии. С 75 года уже проводил самостоятельные исследования», — рассказывает Александр Орехов.
В семидесятые годы с Николаем Николаевичем стали ездить на полевые работы. Из самых ярких событий того времени Александр отмечает присутствие на открытии стоянки каменного века (8-9 тысяч лет назад) в устье реки Детрин.
«Сейчас, работая в музее и беседуя со многими посетителями, я убедился в том, что нашу раннюю историю практически не знают. И всё представление о нашем регионе начинается с появления здесь первопроходцев, промышленников. А на самом деле история нашего региона насчитывает как минимум 10-11 тысяч лет», — добавляет он.
Последняя экспедиция Александра Александровича была в 2016 году. Сейчас археолог продолжает вести профессиональную деятельность, но в другом формате: консультирует, пишет статьи, публикует накопленные материалы исследований.

Отмечает, что полевые работы на Севере требуют особой подготовки и выносливости. Если в европейской части и даже в Сибири при раскопке памятников зачастую есть возможность остановиться в ближайшем населённом пункте, то у нас раскопки сопровождаются выездом в труднодоступные безлюдные места. И здесь стоит очень ответственно подходить к планированию и подготовке, а также сбору припасов, потому что помощи ждать будет неоткуда. Да и случиться в лесу может всякое.
«Сейчас этап более спокойной жизни, хотя и раньше моя неспокойная жизнь мне нравилась. Когда только приходила весна, сразу возникало желание куда-то ехать. 35 сезонов я отработал, а отпуск — не на море, а на Чукотку к медведям, сусликам, евражкам. Меня спрашивают, как же мы работали в таких условиях, когда рядом дикие звери, если у нас никогда не было оружия. Мы их не трогали, они нас не трогали, хотя всё время мы чувствовали присутствие друг друга.
Был у меня забавный случай. Разбили лагерь, жили в палатках. Прибежала к нам лайка, и, когда мы начали в Магадан собираться, запрыгнула с нами в машину. И мы с ней дальше поехали. Хорошая собака, но каждую ночь норовила залезть в палатку, а мы всё время пытались полностью закрыться и выгоняли собаку. Но всё равно, когда мы засыпали, она спокойно проползала. И как-то ночью сквозь сон слышу, что сопит кто-то под боком, потом толкают носом через палатку. Я, думая, что это лайка, говорю: „Амур, иди отсюда“. Опять сопение, потом опять ударяет носом. Ну я ударяю по палатке в ответ, разворачиваюсь на другой бок и вижу, что Амур лежит рядом и никак себя не выдаёт. А ударил по носу я, оказалось, медведя. Хорошо, обошлось», — рассказывает Александр.
Сейчас встречи с медведями и ночёвки в палатках позади. Но любовь к науке не исчезла, и ей хочется делиться с другими. И это стремление чувствуется в развитии нашего краеведческого музея, который возглавляет Александр Александрович.

«С момента, как пришёл в музей, я старался его превратить в современный центр. Хотел, чтобы каждый человек независимо от возраста, мог для себя найти пищу для ума, что-то интересное узнать, время хорошо провести, отдохнуть от суеты.
Современные технологии все очень затратные, мягко говоря, но они дают очень хорошие возможности. Они позволяют погрузиться в историю», — говорит директор.
Посетители музея могут не только посещать выставки и изучать экспонаты, но и действительно погружаться в исторические события, путешествовать по родному краю. Для этого в музее реализуются проекты с применением технологии виртуальной реальности. При помощи специальных очков можно побывать на месте бывшего посёлка или отправиться на прогулку по побережью, рассмотреть археологические памятники.
«В основе любого государства, любой нации — четыре камня краеугольных. Это физкультура, образование, наука и культура. Они должны равномерно прогрессировать, развиваться и, главное, взаимодействовать между собой, быть тесно связаны. И это вот залог, я думаю, расцвета нашей цивилизации, выход на новый уровень», — заключает Александр Александрович.
Материал создан в партнёрстве с Организацией работников культуры региона.
