О здании, которое не стало памятником, но остаётся в памяти старожилов и краеведов, читайте за 5 минут на страницах интернет-журнала «Люди Колымы». Рассказываем вместе с «КолымаСтори».
В 1938 году проектный отдел Дальстроя получил задание изготовить чертежи приморского вокзала в порту Нагаево. Начало строительства было намечено на 1939 год.
Первоначально проектом предусматривалось возведение здания вокзала в два этажа, в котором должны были быть зал ожидания для пассажиров, багажные камеры, буфет и красный уголок. Но план уже на этапе проектирования претерпел значительные изменения.
В 30-40 годы прошлого века порт Нагаево для Дальстроя был центральными воротами Колымы, через которые в Магадан и далее на трассу шёл основной поток грузов и пассажиров. А парадным дверям требовался основательный и запоминающийся фасад.
В результате был утверждён проект Управления морского пароходства, состоящего из комплекса нескольких зданий: двухэтажного, трёхэтажного и смотровой башни.
Комплекс зданий был спроектирован в стиле сталинского ампира, лидирующего направления в архитектуре СССР с 1936 по 1955 годы.

Характерными чертами этого стиля являются богатое декоративное убранство зданий, штукатурные фасады с лепниной и скульптурой, в интерьерах — высокие потолки, просторные комнаты и лестницы.
По этим же канонам проектировалось будущее здание и его убранство.

На зданиях этого периода взгляд невольно привлекают архитектурные детали: соблюдены классические пропорции самих деталей, правила их чередования, композиционные приёмы размещения по фасадам.

Многие детали интерьера помещений — плоды творческой фантазии архитекторов и скульпторов, ушедшей от простого цитирования уже известных образцов дальше, к изобретению новых, не менее изящных. Недаром дома этого стиля, построенные в Магадане, претендуют на звание памятника архитектуры (охраняемыми объектами культурного наследия).
Эпоха этого стиля для СССР и Магадана, в частности, закончилась в 1954 году, когда Генеральный секретарь ЦК КПСС Хрущёв Никита Сергеевич объявил всю сталинскую архитектуру «преступным излишеством».
Впрочем, вернёмся в предвоенные годы. Несмотря на то что проект здания был готов, строительство в запланированные сроки (1939 год) начато не было по ряду причин.
Вернулись к этому вопросу только в 1944 году. Из газеты «Советская Колыма» от 12.03.1944 года: «В Нагаевском торговом порту кипит работа. Коллектив моряков решил своими силами осуществить строительство здания в порту. По-боевому выполняет коллектив своё решение. На строительную площадку пришли конторские работники, моряки местного флота, грузчики, женщины-общественницы. В свободное от основной работы время и по воскресеньям они очищают строительную площадку от мусора и снега, готовят котлованы под фундамент.
Между бригадами строителей широко развернулось социалистическое соревнование. В минувшее воскресенье бригада, состоящая из моряков местного флота, выполнила дневное задание на 132 процента, бригада служащих — на 125 процентов.
— Обязуемся выполнять нормы на строительстве на 150 процентов! — заявил на состоявшемся в порту митинге строителей бригадир фронтовой бригады грузчиков тов. Топилин. С грузчиками Топилина заключила социалистический договор бригада грузчиков тов. Соколова. Не менее 150 процентов нормы! Таков лозунг строителей здания.
Сегодня в порту снова состоится воскресник. К 9 часам утра на строительство выйдут работники всех отделов управления, решившие во что бы то ни стало закончить стройку к открытию навигации.
— Это будет наш подарок родной Красной Армии! — говорят в коллективе Нагаевского торгового порта».
Подготовка площадки под будущие здания и земляные работы нулевого цикла шли ударными темпами и в том же месяце была произведена официальная закладка здания. В газете «Советская Колыма» от 21.03.1944 годы была опубликована заметка по поводу этого события:
«На белом холсте, укреплённом на широком, — перспектива здания порта. В стёклах его широких окон отражаются стоящие у причалов суда, по окаймляющим здание проспектам мчатся грузовые и легковые автомашины. Над одним из углов дома высится башня, окна которой смотрят на воды Нагаевской бухты.
Щит с перспективой здания укреплён на столбе, в самом центре строительства.
— Посмотришь на щит, — говорят строители» — и работа сразу спорится. Видим, что строим. Хочется скорей закончить работу, подарить Колыме такое замечательное здание.
Работы на строительстве быстрыми темпами подвигаются вперёд. Полностью закончены земляные работы по копке фундамента на левой стороне площадки. Близится к концу рытьё второго ряда котлованов на правой стороне. По-прежнему участники воскресников работают дружно, по-фронтовому, соревнуясь в досрочном выполнении дневных норм.
В воскресенье на строительство всех объектов на территории порта вышло около 500 человек. Сегодня здесь торжественный день — укладка бетона в первый котлован под фундамент здания. На коротком митинге строителей выступил начальник Управления Нагаевского торгового порта тов. Дикой. Он призвал коллектив моряков сдержать своё слово и в срок закончить строительство, делом помогая нашей родной Красной Армии громить немецко-фашистских оккупантов.
В руках у товарища Дикого медная дощечка с надписью: «УНТП ГУСДС. Служебное здание порта. Заложено 19 марта 1944 года». Oн опускает её в котлован. Первую лопату бетона бросает в яму бригадир одной из лучших бригад тов. Соколов. Котлован быстро наполняется бетоном.
Здание порта заложено. Пройдёт немного времени, и над котлованом вырастут стены дома. А летом, когда в порт придут пароходы, их команды увидят на берегу, у подножья суровых каменистых сопок, красивое здание с вывеской над широким входом: «Управление Нагаевского торгового порта».
Несмотря на оптимизм газеты, строительство летом 1944 года закончено не было, а растянулось на несколько лет. И уже 19 января 1946 года была сдана в эксплуатацию вся служебная часть трёхэтажного здания Управления Нагаевского торгового порта, построенного из местных стройматериалов — шлакобетонных блоков.
Внутри помещения здания поражали своей отделкой — строители широко применяли скульптурные украшения, лепку. Строителям оставалось отделать зал ожидания для пассажиров, где уже велись штукатурные работы.

Первое серьёзное испытание на долю Управления пароходства выпало 19 декабря 1947-го года, когда рядом с Нагаевским портом взорвались пароходы «Генерал Ватутин» и «Выборг».
В результате на порт обрушилась ударная волна, а за ней пришло рукотворное цунами, несущее глыбы льда. Ситуацию усугубил «дождь» из горящих обломков пароходов, вызвавший ряд пожаров как на территории самого морпорта, так и на сопке за ним.

В здании Управления пароходства взрывной волной были выбиты все стёкла, повреждена крыша, по стенам пошли трещины.
Со временем следы катастрофы были устранены, здание было отремонтировано. И снова, на подходе к пирсам, в глаза прибывающим сразу бросалось величавое здание Управления магаданского пароходства.

В 50-70 годы ХХ-го века Управление пароходства было центром не только самого морпорта, но и близлежащих посёлков — Берёзовой рощи и Берёзового мыса.
В здании Управления находились магазин, парикмахерская, отделение сберкассы — все атрибуты нормальной жизни. В морпорту была прекрасная столовая. Здесь же был ближайший телефонный автомат. В Пароходстве проводились выборы (находился избирательный участок), собрания и другие общественные мероприятия.
Магаданский морской торговый порт рос — строились и вводились в эксплуатацию новые пирсы, склады и терминалы. Увеличивалось и количество работников и подразделений. В старом здании Управления морского торгового порта стало не хватать места для ИТР и других служб. Тогда был построен новый комплекс зданий, куда и переехало большинство служб и отделов из старого здания. После этого великого переселения здание-ветеран потерял своё значение и опустел, здесь осталось небольшая часть подразделений от прежнего шумного человеческого муравейника.
К этому времени здание Управления пароходства потеряло одну из своих изюминок — смотровую башню, которая была демонтирована из-за ветхости.

Ещё одну злую шутку со зданием старого Управлением сыграли материалы, из которых оно было построено, — местные шлакоблоки со временем начали разрушаться. Чтобы сохранить этот исторический памятник Магадана, требовался капитальный ремонт и основательная реставрация.

Но на дворе были лихие 90-е, здание стояло и медленно разрушалось, в 2015 году оно было снесено.
