Как в регионе развивается юннатское движение и в каких патриотических проектах может реализовать себя каждый школьник, рассказала председатель Совета местного отделения «Движения Первых» города Магадана, куратор проектов «Юннаты Первых» и «Хранители истории» на Колыме Наталья Богданова. О возможностях для ребят, благородных поступках и богатстве школьных музеев нашего края читайте в интервью на страницах интернет-журнала «Люди Колымы».
— Наталья Александровна, в последний год в регионе набирает популярность юннатское движение, в школах открывают юннатские клубы. А что из себя представляет такой юннатский клуб «Движения Первых»?
— Это сообщество ребят, созданное на базе первичного отделения «Движения Первых» — школы, ссуза, учреждения дополнительного образования, где дети занимаются исследованием природных явлений. Сейчас у нас в регионе открыто уже три таких клуба — в Эколого-биологическом лицее, в Детском экологическом центре в Магадане и в Центре дополнительного образования посёлка Ола.

— Как попасть в юннатский клуб, и чем в нём занимаются дети?
— Если есть у ребёнка интерес именно к данному проекту, можно также обратиться к куратору первичного отделения или наставнику юннатов. Это, как правило, педагог профильного предмета либо советник. После того как ребенок вступил в клуб через регистрацию на сайте «Юннатов первых», ему открывается доступ к проекту, акциям и заданиям.
«Юннаты Первых» — сообщество, которое объединяет ребят от 6 до 25 лет, наставников и родителей. Вместе они изучают природу и заботятся о состоянии окружающей среды. Как в команде, так и индивидуально юннат может участвовать в предложенных активностях круглый год. В рамках проекта есть ключевые мероприятия — «Юннатская страна» и «Всероссийские юннатские экспедиции». Они помогают участникам сообщества получить первые натуралистические навыки, участвовать в профориентационных мероприятиях и реализовываться в сфере изучения и охраны окружающей среды. «Юннатская страна» предлагает участникам интересные задания каждый месяц, которые позволят сделать первые шаги в естественных науках. «Всероссийские юннатские экспедиции» позволяет детям познавать свой родной край в небольших походах, во время которых они будут вести наблюдения за растениями и животными.

— Деятельность колымских юннатов ведётся только на территории Магаданской области или у ребят есть возможность общаться с участниками сообщества из других регионов?
— У клубов присутствует соревновательный момент, ребята ведут свою деятельность и в рамках проекта ещё участвуют в конкурсе, по итогам которого отправляются на всероссийские слёты юннатов.
— Ребята могут выбрать направление деятельности клуба? Что наиболее интересно колымским юннатам?
— Да, каждый клуб выбирает своё направление, исходя из своих интересов и возможностей. Например, занимаются наблюдениями за живой природой или выращивают овощи в теплице и изучают этот процесс, а могут заняться реализацией социальных и научно-проектных инициатив в сфере экологи, биологической деятельности. Но самое популярное на данный момент направление — «Мастерская добрых дел», когда ребята осваивают навыки волонтёрской деятельности, заботятся об окружающем мире, например, мастерят скворечники для птиц. В скором времени в Магаданской области планируется региональный этап проекта «Всероссийские юннатские экспедиции», в котором будут участвовать и юннатские клубы, и семейные команды. В рамках него участники представят свои проекты — экологические маршруты, которые составили путём изучения природных территорий. Победители регионального этапа смогут представить нашу область уже во всероссийском.

— Помимо экологических маршрутов, ребята из «Движения Первых», насколько известно, осваивают и туристические. Например, в День Победы совершали восхождение на гору Комендант. Вы и наставник «Первых» не так давно вернулись с турслёта «Маёвка». Привезли какие-либо идеи домой, которые будут воплощены в нашем регионе?
— Привезли! Я на «Маёвке» впервые побывала в пешем походе. И действительно покорила эту гору, получила удовольствие и решила, что нам необходимо в регионе развивать это направление — объединять детей и родителей и организовывать «Походы Первых», приуроченные к памятным или праздничным датам. И вот, 28 июня ко Дню молодёжи мы под руководством опытного инструктора по туризму, наставника «Первых» из Детского экологического центра Сергея Райзмана идём в поход на Марчеканскую сопку.

— Ещё одно ваше направление деятельности — патриотическое. А в частности, вы курируете проект «Хранители истории». Если по-простому, кто такие «хранители истории»?
— Это ребята, которые сохраняют историческую память, не позволяя искажать исторические факты, заботятся о памятных местах, и пусть будет громко сказано, но все же оберегают фонды школьных музеев, историю в целом, чтобы дальнейшие поколения могли знакомиться вживую с ней посредством музейной педагогики.
Наши школьные музеи хранят огромное количество оригинальных экспонатов, которые представляют собой настоящую ценность. Богатая история и богатый фонд у музея в лицее № 1. Его экспонаты запрашивал для выставки даже МАУК Музейный комплекс, отличный школьный музей в Дебине исторической направленности, отличный музей боевой и трудовой славы в Сеймчане. В целом у нас 44 сертифицированных федеральным центром школьных музея на территории Магаданской области. И первыми зарегистрированными в проекте «Хранители истории» у нас, конечно, были руководители этих музеев и активисты.

— Чем, помимо школьных музеев, занимаются колымские «хранители истории»?
— Кроме изучения и сохранения истории через знания и экспонаты, ребята заботятся о памятных местах. Например, очищают от снега территории памятников, проводят облагораживание памятных мест. Например, «хранители» из 29-й школы взяли шефство над памятником Билибину, расположенному в сквере возле СВКНИИ. Ребята из местного Совета «Первых» проводили расчистку снега на историческом кладбище, где похоронены наши знаменитые геологи, внёсшие вклад в развитие региона.

В летний период ребята вовлечены в работу лагерей с дневным пребыванием на базе их школ, проводят экскурсии по школьным музеям. Записывают виртуальные экскурсии, показывая и рассказывая о памятниках, об истории наименования улиц города. К слову, у нас «хранители» из школы посёлка Дебин даже победили во Всероссийском конкурсе видеоэкскурсий «Юный экскурсовод России». Ребята летали в Москву, представляли там наш регион и заняли первое место.

— Планируется ли слёт «хранителей» в регионе?
— Да, осенью пройдёт региональный слёт для лучших команд региона. На отборочном этапе ребята представят ролики о своей деятельности, затем команды встретятся в Магадане на слёте. Познакомятся, обменяются опытом. Далее планируется всероссийский слёт «хранителей истории». Он пройдёт в ноябре в Уфе, и надеюсь, нашим ребятам удастся представить регион и свою работу на нём.
— Как вы считаете, почему дети выбирают для себя патриотическое направление?
— Регулярно общаюсь с ребятами и уверена, что это действительно искренняя любовь к Родине, к людям, живущим в нашей стране. Патриотизм, он же по-разному проявляется, в том числе и через краеведение. Это интерес и любовь к своей малой Родине, и могу сказать, что дети это обожают. Не обязательно в рамках каких-то проектов или программ, просто с родителями отправляются в поход и изучать окрестности, памятные места, а после — с горящими глазами делятся этим со сверстниками, и те тоже «заражаются» этим.
И знаете, по наблюдению, вот даже те ребята, которые отправляются на расчистку памятника от снега и, например, ленятся поначалу, потом с такой гордостью и с осознанием смотрят на результат своего труда. Понимают, что благородное дело сделали.

— Наталья Александровна, а вы ощущаете ценность своей работы?
— Да, я считаю важно эти направления поддерживать, а где-то и возродить. И замечательно, что теперь есть «Движение Первых». Когда я росла, а я ребёнок Советского Союза, юннатское движение, например, было на слуху и повсюду. В каждом образовательном учреждении изучали на практике все эти вещи: как не заблудиться в том же лесу, как по мху чистоту воздуха определить, были теплицы, где выращивали довольно-таки, на мой взгляд, не северные растения, овощи, фрукты. Я помню, мы даже арбуз вырастили, он был не очень большой, но всё же он был арбузом.
У нас как таковой в посёлке не было юннатской станции: раньше же были целые станции, куда приходили ребята, проводили там долгие часы в исследованиях, разговорах, в прочтении научно-популярных статей, изучали материалы под руководством педагогов. Я росла в Синегорье, и у нас была теплица. Мы ухаживали за растениями, узнавали о фотосинтезе и углекислом газе, о семенах и стадиях роста, формировали понимание и знание о процессах.

— Если говорить о возможностях, как считаете, их стало больше у современных детей?
— У ребят в школах есть уже и оборудованные лаборатории, разумеется, в наше время таких инструментариев и методов исследования не было. Сейчас новые технологии позволяют гораздо быстрее получать знания. А с учётом внимания государства к реализации детских и молодёжных проектов, подразумевающих равные возможности для детей из любого уголка страны, конечно, возможностей стало больше. Наши ребята могут себя проявлять не только в рамках родного города или посёлка, но и выезжать на всероссийские мероприятия. Причём хочу подчеркнуть, что центральным аппаратом Движения Первых предусмотрена оплата абсолютно всех расходов, связанных с выездом на федеральные события, если мы говорим о «Хранителях истории» и «Юннатах Первых».
— А какие направления больше интересны детям? В чём стремятся реализовать себя юные колымчане?
— Мне кажется, им интересно всё. И, конечно же, проекты, где есть возможность выехать в другой город и посоревноваться с ребятами из разных регионов. Ребят привлекают очные события, взаимодействие, общение, знакомства, но рамками одного направления они себя не ограничивают. Да, есть приоритетные для каждого: у одного — спорт, у второго — экология, но стремятся участвовать везде.

— А если бы вы сейчас были ребёнком, в каких проектах «Движения» поучаствовали бы?
— Мне нравится [проект] «Хранители истории». Я любила музей в школе, и мне очень нравилось там находиться, нравилась сама атмосфера музея — потрясающая, умиротворяющая. И даже гид порой был не нужен, а некоторые школьные экспонаты можно было даже потрогать. Буквально прикоснуться рукой к истории.
Надеюсь, всё больше ребят, как и я однажды, полюбит это направление. Неслучайно я курирую именно эти проекты — я их действительно люблю и надеюсь передать эту любовь к своей Родине, к людям, к природе и нашим детям.
Присоединиться к проектам «Юннаты Первых» юннаты.будьвдвижении.рф и «Хранители истории» хранители.будьвдвижении.рф юные колымчане могут круглый год, зарегистрировавшись на сайтах.